Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Индустриально-судостроительный лицей" (далее - Заказчик);
ООО "ТАНДЕМ36" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13349-ЭП/23 от 29.05.2023) на действия СПб ГБПОУ "Индустриально-судостроительный лицей" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку одежды и обуви для детей-сирот для нужд СПБ ГБПОУ "ИСЛ" в 2023 году (извещение N 0372200109523000003) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 14.04.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200109523000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 670 405,55 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил формирования инструкции по заполнению заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки и инструкцию в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
Заказчиком по позиции 25 "Платок тип 1", установлено требование: "Отклонения по ширине и длине платка: 1 см".
Заявитель не понимает, как указывать значения показателей.
Инструкция по заполнению заявки содержится в электронном документе "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке.docx".
Отмечаем, что знак "_" для предоставления сведений в настоящей инструкции не описывается.
Инструкция по заполнению заявок содержит следующий порядок предоставления сведений:
"Во всех иных случаях, не установленных в настоящей инструкции в отношении какого-либо слова, словосочетания, символа, сочетания слов и символов, конструкции, используемых в требованиях к товарам, требования к показателям (характеристикам) товаров установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет значения, точно соответствующие требованиям к товарам, со всеми указанными словами, символами".
А также
"Положения инструкции, описывающие порядок предоставления сведений в виде значений, которые не могут изменяться, согласно настоящей инструкции, являются приоритетными перед всеми остальными положениями".
В соответствии с инструкцией, Участник закупки должен предоставить значение показателя "Отклонения по ширине и длине платка" в неизменном виде, а именно: "_1 см".
Требование о допускаемых отклонениях установлено в соответствии с ГОСТ 11381-83 "Платки носовые хлопчатобумажные. Общие технические условия".
Участник должен указать в заявке сведения о платках "Количество платков размером25х25см:100шт. Количество платков размером 30х30 см: 52 шт".
При этом сведения о допускаемых отклонениях размеров платков указываются без изменений, а именно "_1 см".
Отклонения по длине и ширине платков могут как быть, так и отсутствовать в изделиях, и участнику на момент подачи заявки это может быть неизвестно, поскольку участник не обязан иметь товар в наличии на момент подачи заявки.
Поэтому значение данного показателя установлено как неизменяемое.
Таким образом, в инструкции определен порядок предоставления сведений по спорному требованию.
В требованиях заказчика нет противоречия. У участников не возникло затруднений при заполнении заявок.
Все поданные заявки признаны соответствующими.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Обращаем внимание комиссии УФАС, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
В жалобе Заявитель не представил документы и сведения, подтверждающие доводы о невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничении количества участников закупок.
Относительно довода 2 жалобы.
Заказчиком по позиции 14 "Кроссовки тип 1", установлено требование: "Подошва: профилированная, рифленая. Глубина рифления: не менее 3 мм".
Заявитель не понимает, как указывать значения показателей.
При этом, в инструкции установлено:
"При заполнении заявки следует учитывать, что сведения о глубине рифления не являются изменяемыми, указываются в точном соответствии с установленными требованиями, является приоритетным правилом".
А также:
"Положения инструкции, описывающие порядок предоставления сведений в виде значений, которые не могут изменяться, согласно настоящей инструкции, являются приоритетными перед всеми остальными положениями".
Согласно приоритетному положению инструкции Участнику следует указать сведения о глубине рифления без изменений, а именно: "не менее 3 мм".
Таким образом, в инструкции определен порядок предоставления сведений по спорному требованию.
В требованиях заказчика нет противоречия. У участников не возникло затруднений при заполнении заявок.
Все поданные заявки признаны соответствующими.
Относительно довода 3 жалобы.
Заказчиком по позиции 37 "Трусы тип 1", установлено требование: "Материал изготовления: однокомпонентный\ двухкомпонентный. Трусы: должны быть из хлопка с добавлением\ без добавления эластана, Содержание хлопка в материале изготовления: требуется более 90%".
В соответствии с доводами Заявителя, не представляется возможным определить порядок предоставления сведений в отношении значений показателей.
Инструкция по заполнению заявки содержится в электронном документе "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке.docx".
В инструкции определен порядок предоставления сведений по требованию с использованием символа "\":
"Перечисление значений показателя (характеристики) с использованием слов "и", символов ",", "\", означает, что к поставке требуются товары со всеми перечисленными значениями показателя (характеристики). В этом случае участнику необходимо указать все перечисленные с использованием слов "и", символов ",", "\", значения показателя (характеристики) товара и предоставить в заявке все соответствующие им значения показателей (характеристик) товара".
В соответствии с инструкцией, Участник по спорному требованию должен указать оба значения показателя, установленных через символ "\". Для показателя "Материал изготовления" указать "однокомпонентный\ двухкомпонентный", для показателя "Трусы" указать "из хлопка с добавлением\ без добавления эластана".
Таким образом, в инструкции однозначно определено, что при использовании в требовании символа "\" участнику нужно указать оба значения показателя.
То есть к поставке требуются трусы из материала как однокомпонентного, так и двухкомпонентного, из 100% хлопка и из хлопка с добавлением эластана.
По требованию "Содержание хлопка в материале изготовления: требуется более 90%" Участник должен указать для однокомпонентного материала "100% хлопок", для двухкомпонентного материала, например "хлопок 95%" или другое значение, большее 90% и меньшее 100%, т.к. требуется еще добавление эластана.
Таким образом, в инструкции определен порядок предоставления сведений по спорному требованию.
В требованиях заказчика нет противоречия. У участников не возникло затруднений при заполнении заявок.
Все поданные заявки признаны соответствующими.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ36" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июня 2023 г. N 44-2127/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023