Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБПОУ "Колледж Петербургской моды" (далее - Заказчик):
ООО "ФРАНС ГАРДИНЕР РАША" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13351-ЭП/23 от 29.05.2023) на действия комиссии Заказчика при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на поставку штор в целях реализации ФП "Профессионалитет" для нужд СПб ГБ ПОУ "Колледж Петербургской моды" в 2023 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 12.05.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200091223000019. Начальная (максимальная) цена контракта - 733 020, 00 рублей.
В жалобе ООО "ФРАНС ГАРДИНЕР РАША" указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 NИЭА1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
(п.1 ч.12 ст. 48) - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (Участник закупки при подготовке заявки должен указывать конкретную характеристику товара, предлагаемого к поставке. В Приложение 1 "Описание объекта закупки" в показателях п.п.1.15, 1.16, 2.15, 2.16, 3.15, 3.16, 4.15, 4.16, 5.15, 5.16, 6.15, 6.16, 7.15, 7.16, 8.15, 8.16, 9.15, 9.16, 10.15, 10.16, 11.15, 11.16, 12.15, 12.16, 13.15, 13.16, 14.15, 14.16, 15.15, 15.16, 16.15, 16.16 указан диапазон значений из которых нужно выбрать конкретные значения; в показателях п.п. 1.5, 1.13, 1.14, 2.5, 2.13, 2.14, 3.5, 3.13, 3.14, 4.5, 4.13, 4.14, 5.5, 5.13, 5.14, 6.5, 6.13, 6.14, 7.5, 7.13, 7.14, 8.5, 8.13, 8.14, 9.5, 9.13, 9.14, 10.5, 10.13, 10.14, 11.5, 11.13, 11.14, 12.5, 12.13, 12.14, 13.5, 13.13, 13.14, 14.5, 14.13, 14.14, 15.5, 15.13, 15.14, 16.5, 16.13, 16.14 указаны на выбор значения из которых надо выбрать что то одно. В заявке участника в показателях п.п.1.15, 1.16, 2.15, 2.16, 3.15, 3.16, 4.15, 4.16, 5.15, 5.16, 6.15, 6.16, 7.15, 7.16, 8.15, 8.16, 9.15, 9.16, 10.15, 10.16, 11.15, 11.16, 12.15, 12.16, 13.15, 13.16, 14.15, 14.16, 15.15, 15.16, 16.15, 16.16 указан диапазон значений, конкретные значения не указаны; в показателях п.п. 1.5, 1.13, 1.14, 2.5, 2.13, 2.14, 3.5, 3.13, 3.14, 4.5, 4.13, 4.14, 5.5, 5.13, 5.14, 6.5, 6.13, 6.14, 7.5, 7.13, 7.14, 8.5, 8.13, 8.14, 9.5, 9.13, 9.14, 10.5, 10.13, 10.14, 11.5, 11.13, 11.14, 12.5, 12.13, 12.14, 13.5, 13.13, 13.14, 14.5, 14.13, 14.14, 15.5, 15.13, 15.14, 16.5, 16.13, 16.14 указаны оба варианта на выбор, конкретные значения не указаны.).
Анализ указанной части протокола позволяет констатировать, что его содержание не удовлетворяет требованиям п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, поскольку не содержит информацию, предусмотренную п. 2 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе, а именно обоснования принятого в отношении заявки Заявителя решения с указанием положений извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует заявка Заявителя, положений указанной заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Кроме того, согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки.
Так, при описании закупаемой товарной позиции "Шторы рулонные (Лаборатория по изготовлению верхней одежды) КТРУ 13.92.22.120-00000018" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: Тип крепления - Потолочное; Настенное, при этом указанный показатель определен Заказчиком, как показатель (характеристика), для которого указаны варианты значений.
Таким образом, по смыслу приведённого положения извещения, участнику закупки необходимо было указать один из вариантов значений, соответствующих предлагаемому к поставке товару.
Из содержания заявки Заявителя следует, что участником закупки по указанному показателю представлены оба значения показателя, что не соответствует требованиям извещения, поскольку в данной части заявка содержит характеристики двусмысленного содержания.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для принятия решения о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения, и приняв данное решение комиссия Заказчика действовала в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы заявителя необоснованными.
2. В свою очередь, в результате внеплановой проверки обстоятельств размещения закупки, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Согласно установленной Заказчиком инструкции, Заказчиком приведены следующие правила представления сведений о предлагаемом к поставке товаре: Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны быть составлены на русском языке. Подача документов, входящих в состав заявки на участие в электронном аукционе, на иностранном языке должна сопровождаться предоставлением заверенного надлежащим образом перевода соответствующих документов на русский язык.
Документы, происходящие из иностранного государства, должны быть надлежащим образом легализованы в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе должны иметь четко читаемый текст.
Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
Характеристики товара указаны Приложении 1 к Извещению
В случае если в Приложении 1 к Извещению указаны следующие понятия и знаки:
1) "не более" - означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
2) "не менее" - означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
3) "более" - означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
4) "менее" - означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
5) "превышает/превышать" - означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
6) "не превышает/не превышать" - означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
7) "ниже", "меньше" - означает менее установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
8) "свыше", "выше", "больше", "лучше" - означает более установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
9) "не хуже" - означает более установленного значения и включает крайнее минимальное значение.
10) "от... до... " - означает диапазон значений и включает крайние значения;
11) значение в виде интервала, указанного через тире - означает диапазон значений и включает крайние значения;
12) "не уже" - означает диапазон равно или больше установленного значения и включает минимальное значение;
13) "не шире" - означает диапазон равно или менее установленного значения и включает максимальное значение;
14) "<" - означает менее установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
15) ">" - означает более установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
16) "" - означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
17) "" - означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение.
В случае, если в Приложении 1 к Извещению указаны значения показателей "не менее, не более, не менее и не более, менее, более, или, должен быть, может, может быть, должен, должно, должно быть, должна, не менее - не более, не ниже, не выше, от, до, превышает, превышать, не превышает, не превышать, ниже, меньше, свыше, выше, больше, лучше, не уже, уже, шире, не шире, либо,(в любых словосочетаниях и падежах), то участнику закупки при подготовке заявки следует указывать конкретную характеристику товара (товара предлагаемого к поставке или поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В случае, если в Приложении 1 к Извещению указаны значения показателей "и/или", то участнику закупки при подготовке заявки следует указывать одно или несколько значений показателей.
В случае, если в Приложении 1 к Извещению значения показателей выделены курсивом или обозначены символом "*", то значения показателей конкретизации не подлежат, указываются в неизменном виде.
Проведение электронных процедур, в том числе подача участниками закупок заявок, предложений о цене контракта обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, если иное
не предусмотрено Законом. При этом оператор электронной площадки не вправе отказаться от проведения электронной процедуры на такой электронной площадке.
Подача ценовых предложений проводится в порядке, установленном статьей 49 Закона.
При этом извещение не содержит информации, позволяющей определить вид показателя, содержащийся в извещении, и предложить соответствующее значение согласно вышеизложенному порядку. Кроме того, указанные выше варианты описания объекта закупки не применены Заказчиком непосредственно в описании, в связи с чем применить их не представляется возможным.
Комиссия УФАС также констатирует, что с учетом особенностей описания объекта закупки, имеющегося в извещении, установленная Заказчиком инструкция не содержит положений, позволяющих определить, в отношении каких именно показателей рассматриваемой закупки, Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений и т.д. Указанное обстоятельство позволяет прийти к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки является ненадлежащей, что не позволило Заявителю заполнить заявку, удовлетворяющую фактическим требованиям Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФРАНС ГАРДИНЕР РАША" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42, п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июня 2023 г. N 44-2070/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023