Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ школа N 555 "Белогорье" Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ПБ "ГрадоСтройПроект" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13485-ЭП/23 от 30.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт входной группы с обеспечением доступности маломобильных групп населения в здании ГБОУ школа N 555 "Белогорье" Приморского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200165922000019),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт входной группы с обеспечением доступности маломобильных групп населения в здании ГБОУ школа N 555 "Белогорье" Приморского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200165922000019) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 131 191,38 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.08.2022 N ИЗК1 победителем Аукциона признано ООО "ПБ "ГрадоСтройПроект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПБ "ГрадоСтройПроект" заключен государственный контракт N 0372200165922000019 от 04.08.2022 на сумму 89 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, пр.и условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПБ "ГрадоСтройПроект".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на ремонт входной группы с обеспечением доступности маломобильных групп населения в здании ГБОУ школа N 555 "Белогорье" Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) в течение 120 календарных дней со дня подписания акта передачи исходно-разрешительной документации Подрядчику с учетом всех необходимых согласований, а также получения положительного заключения экспертизы сметной документации, в четырех экземплярах на бумажном носителе и один экземпляр на электронном носителе (п. 2.1 Контракта).
Согласно акту передачи объекта в работу от 08.08.2022 срок окончания Работ по Контракту - 05.12.2023.
По состоянию на 15.05.2023 Работы в полном объеме не были выполнены Участником. Таким образом, Участник нарушил п. 2.1 Контракта.
Учитывая изложенное, на основании п. 1 ст. 310 ГК РФ, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, ч.ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.2 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ПБ "ГрадоСтройПроект" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.05.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что основания для включения сведений об ООО "ПБ "ГрадоСтройПроект" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют ввиду следующего:
В соответствии с п. 1.2 Подрядчик выполняет работы в соответствии со Сметой и Техническим заданием, определяющими объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.
В соответствии с п. 2.2.1 Технического задания проектные работы требуется выполнить в соответствии с:
- Заданием на проектирование (Приложение N 1 к Техническому заданию);
- Сметой Заказчика (Приложение N 2 к Контракту).
07.08.2023 Участником были произведены замеры.
08.08.2023 Заказчиком предоставлены фотографии технического паспорта.
После сбора исходных данных, в целях исполнения обязательств по Контракту Участником в установленные сроки разработана проектно-сметная документация на ремонт входной группы с обеспечением доступности маломобильных групп населения в здании ГБОУ школа N 555 "Белогорье" Приморского района Санкт-Петербурга в 2022 году по адресу: 197371, Санкт-Петербург, ул. Уточкина, д.6, корп.2, лит. А (далее - ПСД), в том числе выполнены разделы:
1. АС Архитектурно-строительные решения;
2. ПОКР Проект организации капитального ремонта;
3. ОДИ Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов;
4. СМ Сметная документация.
В процессе разработки ПСД Участником с должностными лицами Заказчика велась переписка (исх. 16.09.2022, 25.10.2022, 26.10.2022, 08.11.2022), согласовывались проектные решения.
Разработанная ПСД была направлена на согласование в адрес Заказчика 25.01.2023.
В период с 25.01.2023 по 02.02.2023 Участником неоднократно запрашивалась доверенность на представление ПСД на согласование в КГА, Общественное объединение инвалидов, Госпожнадзор.
20.02.2023 Заказчик в ЕИС представил доверенность.
Согласованная с Заказчиком ПСД Участником была направлена на согласование в Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА), Общественное объединение инвалидов, Госпожнадзор.
Однако Комитетом по градостроительству и архитектуре было отказано в согласовании ПСД по независящим от Участника обстоятельствам, а именно: "технический паспорт отсутствует".
Вместе с тем, в пакете документов, направленных на согласование, были приложены фотографии технического паспорта, представленные Заказчиком.
Заказчик, полагая, что Участником не исполняются обязательства по Контракту, 15.05.2023 принял Решение об одностороннем расторжении Контракта. Участник направил в адрес Заказчика Мотивированный ответ на Решение Заказчика, а также повторно просил представить скан-копию технического паспорта.
В соответствии с п. 14. Задания на проектирование (Приложение N 1 к Техническому заданию) Подрядчик с участием Заказчика осуществляет: сбор исходных данных недостающих для начала проектирования; осуществляет согласования с КГА, Общественным объединением инвалидов, Госпожнадзор, а также со всеми заинтересованными ведомствами и организациями.
В целях направления на повторное согласование в Комитет по градостроительству и архитектуре Участник письмом от 20.05.2023 N 551 просил в срок до 12:00 (мск) 24.05.2023 предоставить в адрес Участника скан-копию технического паспорта, а также отменить не вступившее в законную силу Решение Заказчика об одностороннем расторжении Контракта.
Однако по состоянию на 05.06.2023 Заказчик не отменил свое Решение, а также не исполнил встречное обязательство, а именно не предоставил скан-копию технического паспорта, в связи, с чем Участник не имел возможности направить ПСД на повторное согласование в Комитет по градостроительству и архитектуре, по независящим от него причинам.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПБ "ГрадоСтройПроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, учитывая тот факт, что Участником совершались активные действия, направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ПБ "ГрадоСтройПроект" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПБ "ГрадоСтройПроект", (ИНН: 0269043071), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июня 2023 г. N РНП-78-755/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023