Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):,
ООО "ОСТ-КОННЕКТ" (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13468-ЭП/23 от 30.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку модульных эндопротезов (извещение N 0372100048822001327),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку модульных эндопротезов (извещение N 0372100048822001327) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 595 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.01.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ОСТ-КОННЕКТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ОСТ-КОННЕКТ" заключен государственный контракт N 0372100048822001327 от 30.01.2023 на сумму 595 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, пр.и условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.2, 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 16.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ОСТ-КОННЕКТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку модульных эндопротезов (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
В соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь со следующего после даты получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 13.03.2023 N 05-07/1513 была направлена в адрес Участника и получена последним 13.03.2023. Срок исполнения обязательств Участника по Контракту истек 21.03.2023.
Поставщик нарушил условие, содержащееся в п. 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Заказчику Товар в количестве и ассортименте определенных заявками на поставку в вышеуказанные сроки.
Претензией от 24.03.2023 N ИС-05-07/1930 Заказчик уведомил Участника о нарушении срока поставки и потребовал незамедлительно выполнить свои обязательства по Контракту.
Вместе с тем по состоянию на 16.05.2023 Участник не исполнил обязательства по поставке Товара в количестве и ассортименте, предусмотренными заявкой на поставку Товара.
В связи с существенным нарушением Участником условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ОСТ-КОННЕКТ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 29.05.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что основания для включения сведений об ООО "ОСТ-КОННЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют ввиду следующего:
ООО "ОСТ-КОННЕКТ", заключив Контракт с Заказчиком, руководствуясь нормами Контракта, Закона о контрактной системе, ГК РФ и иных правовых актов Российской Федерации, приступило к выполнению взятых на себя обязательств.
13.03.2023 от Заказчика получена заявка за исх. N 05-07/1513 на поставку товара:
- "Муфта большеберцовая MRH" в количестве 11 шт.;
- "Ось сгибания MRH" в количестве 11 шт.;
- "Протез для замещения тела позвонка" в количестве 1 шт.
28.03.2023 в ответ на полученную претензию N 05-07/1930 от
24.03.2023 сообщил письмом исх. N 28 о сложностях, возникших с поставкой в связи нарушением логистики поставок товаров, увеличенными сроками прохождения границ и таможенных досмотров, а также в изменениями условий платежей и сложностями их прохождения между российскими и европейскими контрагентам. Данным письмом также Поставщик гарантировал выполнение своих контрактных обязательств и выплату всех неустоек в полном объеме.
04.05.2023 Поставщик произвел частичную поставку товара "Протез для замещения тела позвонка" в количестве 1 шт. на сумму 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек по заявке согласно Документу о приемке N 75 от 04.05.2023.
04.05.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо исх. N 53, которым сообщил о готовности осуществить поставку согласно заявке N 05-07/1513 от 13.03.2023 в оставшемся объеме.
19.05.2023 Поставщик произвел поставку товара согласно Документу о приемке N 97 от 19.05.2023 г. в следующем виде:
"Муфта большеберцовая MRH" (сер. LKR247, годен до 28.03.2026) в количестве 5 шт.;
"Ось сгибания MRH" (сер. CTD62971, годен до 03.04.2026) в количестве 2 шт.;
"Ось сгибания MRH" (сер. CTD65498, 06.07.2026) в количестве 1 шт. на общую сумму 165 000 (сто шестьдесят пять тысяч) 00 копеек.
Задержка поставки Товара обусловлена нарушением логистики поставок товаров, увеличенными сроками прохождения границ и таможенных досмотров, а также с изменениями условий платежей и сложностями их прохождения между российскими и европейскими контрагентами.
В подтверждение вышеуказанных обстоятельств прилагаем письмо исх. N 13 от 24.04.2023, полученное от эксклюзивного дистрибьютора онкологических эндопротезов компании Stryker Orthopedics (США) - Общества с ограниченной ответственностью "МЕДТЭК", являющегося партнером Поставщика по договору.
16.05.2023 Заказчик вынес Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением Поставщиком существенных условий контракта.
22.05.2023 Поставщиком в ЕИС размещено Возражение на Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поставка Товара на территорию Российской Федерации была затруднена из-за введенных в отношении нашей страны экономических и других санкций. Кроме того, приобретение аналогов данного Товара в пределах РФ не представляется возможным ввиду их отсутствия.
Поставщик никак не мог предусмотреть вышеуказанных обстоятельств, ставших причиной невозможности своевременной поставки товара по государственному контракту.
Поставщик не отказывался от исполнения контрактных обязательств и готов был осуществить поставку согласно заявке N 05-07/1513 от 13.03.2023 в оставшемся объеме.
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО "ОСТ-КОННЕКТ" не уклонялось от исполнения Контракта, все действия были направлены на надлежащее и своевременное исполнение обязательств по Контракту.
Однако Участник столкнулся с невозможностью исполнить обязательства по Контракту в связи с обстоятельствами, не зависящими от него.
Необходимо отметить, что у ООО "ОСТ-КОННЕКТ" на исполнении находится более 15 контрактов, а исполнено более 200 контрактов, что говорит о наличии опыта и всех необходимых ресурсов, а также подтверждает добросовестное поведение, своевременное и качественное исполнение обязательства по контрактам.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ОСТ-КОННЕКТ".
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, учитывая тот факт, что Участником совершались активные действия, направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ОСТ-КОННЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ОСТ-КОННЕКТ", (ИНН: 7839468650), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июня 2023 г. N РНП-78-740/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023