Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ НОШ N 689 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Петербургский строитель" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13479-ЭП/23 от 30.05.2023, вх. N 13407/23 от 30.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли (извещение N 0172200004722000282),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли (извещение N 0172200004722000282) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 756 900,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Петербургский строитель".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Петербургский строитель" заключен государственный контракт N 0172200004722000282 от 26.08.2022 на сумму 3 399 994,50 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Петербургский строитель".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту кровли (далее - Работы) по адресу: 193318, г. Санкт-Петербург, пр. Пятилеток, д. 6, корп. 2, лит. А (далее - Объект) в срок не позднее 10.12.2022 (п. 3.2 Контракта).
Согласно п. 3.2 Контракта датой окончания выполнения работ по настоящему Контракту является дата размещения Заказчиком в соответствии с п. 6 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе документа о приемке выполненных работ в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что Подрядчик выполняет работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Сметной документацией (Приложение N 2 к Контракту) и календарным планом (Приложение N 3 к Контракту), определяющими объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также условиями настоящего Контракта, определяющими стоимость работ, сроки их выполнения и другие требования.
В соответствии с п. 6.1 Контракта СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Невского района" (далее - Служба заказчика) поручено осуществлять контроль и надзор за ходом производства Работ.
В ходе исполнения Контракта неоднократно назначалась приемка выполненных Участником Работ (6 раз). Неоднократно СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Невского района" было отказано Участнику в приемке выполненных Работ и указано на недостатки, допущенные им в выполнении Работ по ремонту кровли. О данных обстоятельствах свидетельствуют акты рабочей Комиссии от 02.12.2022, 16.02.2023, 21.03.2023, 18.04.2023, 21.04.2023.
Вместе с тем в связи с нарушением требований Контракта Заказчик неоднократно направлял в адрес Участника претензии: исх. N 231 от 21.12.2022, исх. N 241 от 26.12.2022, исх. N 35 от 27.02.2023исх. N 44 от 21.03.2023.
По состоянию на 15.05.2023 Работы, выполненные Участником, не были приняты Заказчиком.
Участник проигнорировал замечания СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Невского района Санкт-Петербурга", не устранил недостатки в назначенный срок. Таким образом, Участник неоднократно нарушил сроки окончания Работ.
На основании п. 7.4 Контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с ч. 2 ст. 407 ГК РФ и ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе и потребовать возмещения причиненных убытков в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта:
- Подрядчик не приступил к исполнению Контракта или оказывает услуги настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным;
- если отступления в выполняемых работах от условий Контракта или иные недостатки в их результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми;
- если по результатам экспертизы выполненных работ, отдельного этапа работ в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, действующих строительных норм и правил.
В связи с вышеизложенным на основании ч. 2 ст. 407 ГК РФ и ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 7.4 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.05.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Петербургский строитель" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.05.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям:
Участником были выполнены обязательства по Контракту. При этом Участник неоднократно просил Заказчика произвести закрытие КС-2 и КС-3 по смете размещенной на ЕИС (Акт о приемке выполненных работ (КС-2) от 04.05.2023 на сумму 2 518 438,34 рублей) так как это не нарушает требования Закона о контрактной системе. Объемы, что указаны в исполнительной смете выполнены в полном объеме, а часть Работ, которую Участник не подал на выполнение, отсутствует на кровле изначально.
Ссылки Заказчика на составленные им претензии и акты не учитывают следующие обстоятельства. Участник неоднократно давал аргументированные пояснения и возражения на доводы Заказчика.
Письмами от 16.03.2023 N 16/03, от 20.02.2023 N 25/02 Участник давал аргументированные пояснения относительно того, что очистка снега от кровли возможна без ее повреждения лишь при определенных погодных условиях, а также про иные обстоятельства, связанные с погодными условиями и наличием снежного покрова. При этом, как только было возможно, чистка производилась (в т.ч. Докладная записка от 20.02.2023 об очистке кровли от снега).
Письмом от 11.10.2022 N 93/22 Участник обратился к Заказчику, сообщив о том, что в локальном сметном расчете на ремонт кровли здания Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа N 689 по контракту N 0172200004722000282, аэраторы вентиляции кровли стоят одноразового использования, то есть после демонтажа их повторное использование невозможно ввиду вклейки основания в материал кровли. Для производства Работ необходим частичный демонтаж/монтаж ограждений для завода материала на парапет кровли, что приведет к дополнительным затратам.
Письмом от 11.10.2022 N 94/22 Участник сообщил Заказчику, что при производстве Работ после демонтажа крышек парапетов была обнаружена система молнезащиты, расположенная по горизонтальной поверхности парапета, которую он демонтировал с сохранением.
Письмом от 27.10.2022 N 94/33 Участник просил принять Работы по Приложению N 2 к Контракту (Сметная документация). Часть Работ в смете, предусмотренной Контрактом, было представлено по типовым решениям. Большая часть сметы представляла собой стандартную типовую смету, составленную без обследования, обмеров и вскрытия. К примеру: ремонт кирпичных стен не мог быть произведен по той причине, что их просто не было. Стены школы - панельные. Все работы, которые можно было произвести по смете, были произведены в полном объеме и надлежащим образом (Акт о приемке выполненных работ (КС-2) от 04.05.2023 на сумму 2 518 438,34 рублей).
Письмом от 30.11.2022 N 95/22 Участник сообщил Заказчику, что выполнение Работ приостановлено.
Письмом от 10.04.2023 N 40/23 Участник сообщил Заказчику, что выставленные Службой заказчика замечания на ремонт кровли не имели значения для герметичности покрытия, но по настоянию ИТН Токарева А.С. (служба Заказчика) Участнику пришлось устранить косметические дефекты и как следствие произвести локальное вскрытие кровли с последующим установлением заплаток, что обычно приводит к существенному сокращению сроку службы покрытия. Данные дефекты возникли и будут выявляться далее в процессе эксплуатации кровли в связи с недостаточным количеством кровельных аэраторов и мест их установки, а также отсутствием надлежащего состояния керамзито-бетонной подсыпки (керамзит не стабилизирован цементным молочком должным образом) под настилом из листов АЦЛ, что приводит к прогибам покрытия и отрыву наплавленного материала. Также установленные аэраторы не справляются с отводом влаги с подкровельного пространства. Существует подпор теплого воздуха из помещений здания через плиты перекрытий в отопительный период и конденсированию в кровельном пироге, а отвод влаги не обеспечен в полном объеме. Таким образом, по мнению представителя Участника, выявляемые Службой заказчика дефекты не связаны с производством Работ Участником по Контракту. На основании вышеизложенных обстоятельств Участником было рекомендовано Заказчику установить дополнительные кровельные аэраторы, регулярно очищать поверхность кровли от снега, во избежание нагрузки на основание кровли и повторных отрывов наплавленного кровельного материала от основания.
Письмом от 19.04.2023 N 49/23 Участник повторно сообщил Заказчику, что замечания Службы заказчика не имели значения для герметичности покрытия. Замечания Службы заказчика ведут к вскрытию кровли с последующим установлением заплаток для устранения вздутий кровельного материала, что существенно сокращает срок службы покрытия. Участник полагает, что сами вздутия не связаны с качеством проведенных Участником Работ: при вскрытии материала в присутствии Токарева А.С. (Служба заказчика) 19.04.2023, был обнаружен влажный лист АЦЛ и выход воздуха. Идет конденсирование влаги в подкровельном пироге и как следствие в теплую погоду - испарение, но ввиду того, что выходу влаги мешает герметичность покрытия, она конденсирует на листах АЦЛ, он намокает и отторгает материал кровли. Данные дефекты не связаны с Контрактом, возникли и будут выявляться далее в процессе эксплуатации кровли в связи с недостаточным количеством кровельных аэраторов и мест их установки, а также отсутствием надлежащего слоя теплоизоляции в виде стабилизированного керамзита под настилом из листов АЦЛ, что приводит к конденсированию влаги при смене температурного режима и отрыву наплавленного материала. Существует подпор теплого воздуха из помещений здания через плиты перекрытий и получение точки росы в кровельном пироге. Требования Службы заказчика приводили к повреждению целостности покрова. Устранение локальных вздутий не решают комплексную проблему отвода влаги. Наиболее вероятно, что при устройстве кровли из-за некачественно выполненной подсыпки из керамзита с проливкой цементным молочком, произошло проседание и уменьшение толщины слоя теплоизоляции, что вызывает появление конденсата (то есть по причинам, не связанным с производством Работ Участником).
Вместе с тем Заказчик экспертизу качества не проводил, более того на предложение Участника провести экспертизу отказался допустить Участника и эксперта для фиксации произведенных Участником Работ по Контракту и их надлежащего качества (Акт от 31.05.2023 об отказе в допуске для производства экспертизы).
Между тем, в соответствии с Экспертным заключением N 01/29/05/23 от 05.06.2023, выполненным по обращению Участника, на кровле имелись изначальные дефекты, допущенные при строительстве - устройстве основания под водоизоляционный ковер, отсутствие пароизоляции, недостаточный отвод диффузионной влаги, которые вызывают в последующем возникновение дефектов (вздутия и местное отсутствие агдезии ковра к основанию) на водоизоляционном ковре - при выполнении ремонта кровли, в частности ООО "Петербургский Строитель".
При этом, Участник полагает, что данные дефекты являются несущественными, и не зависят от него, цель Контракта на ремонт кровли для устранения протечек выполнена в полном объеме. Кроме того, несмотря на необоснованность замечаний, независимо от отсутствия вины в возникновении косметических дефектов, Участник неоднократно их устранял по запросу Заказчика, стремился урегулировать разногласия. По мнению представителя Участника, такие действия ООО "Петербургский строитель" также свидетельствуют о его добросовестности и явном намерении исполнить принятые на себя обязательства.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Петербургский строитель" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем п. 5.2.16 Контракта установлена обязанность Участника постоянно вести журнал учета выполненных работ и своевременно оформлять исполнительную документацию и акты на скрытые работы, извещая Заказчика и СПб ГБУ "Служба заказчика" не менее чем за 48 часов до времени освидетельствования скрытых работ.
Таким образом, Участник, согласно указанному требованию, в случае выявления "скрытых работ" должен был согласовывать данные виды работ с Заказчиком и СПб ГБУ "Служба заказчика", чего надлежащим образом сделано не было.
Также п. 2.4.3 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) установлено, что представитель СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Невского района" в рамках Контракта имеет право с составлением соответствующего акта не принимать работы, выполненные некачественно, с отступлениями от Сметной и Проектной документаций, ГОСТов, СНиПов, ТУ и других нормативных документов, до их переделки или устранения дефектов.
СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Невского района" и Заказчик не приняли выполненные Участником с существенным нарушением сроков, установленных Контрактом, Работы. Дефекты, обнаруженные в ходе приемки выполненных Работ, не были устранены Участником ни в установленный срок, ни после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Вследствие невыполнения должным образом Участником Работ по Контракту, Заказчику был нанесен колоссальный ущерб, что является существенным для Заказчика и в значительной степени лишило того результата, на который он рассчитывал при заключении Контракта и которого желал получить.
Вместе с тем Участником была проведена независимая экспертиза (Экспертное заключение N 01/29/05/23 от 05.06.2023), целью которой было определение - "является ли дефект кровли, допущенный ранее при ее возведении - в виде дефекта основания под водоизоляционный ковер, обстоятельством, которое может привести к затруднению производства работ или появлению не качественного результата при производстве дальнейших кровельных работ исходя из сметы к контракту на ремонт". По результатам данной экспертизы установлено, что "выявленные дефекты при устройстве основания под водоизоляционный ковер, отсутствие пароизоляции, недостаточный отвод диффузионной влаги, вызывают возникновение дефектов (вздутия и местное отсутствие агдезии ковра к основанию) на водоизоляционном ковре выполненном ООО "Петербургский Строитель" по Контракту N 0172200004722000282 от 26 августа 2022.".
При этом данная экспертиза была основана на следующих документах, представленных Участником:
1. Контракт N 0172200004722000282 от 26.08.2022;
2. Письма Директору Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа N 689 Невского района Санкт-Петербурга Е.Е. Мельниковой от ООО "Петербургский Строитель":
- Исх. N 40/23 От "10" апреля 2023;
- Исх. N 49/23 От "19" апреля 2023;
- Исх. N 94/33 От "27" октября 2022.
3. Фотоматериалы (2 шт.).
Комиссия УФАС пришла к выводу, что данного комплекта документов недостаточно для всестороннего исследования.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Петербургский строитель", ИНН: 7804323692; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Петухов Алексей Викторович, ИНН: 780400105015, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Петербургский строитель" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
26.05.23 |
30.05.23 |
30.05.23 |
0 |
30.05.23 |
06.06.23 |
06.06.23 |
0 |
09.06.23 |
09.06.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июня 2023 г. N РНП-78-750/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023