Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "ССМП N 4" (далее - Заказчик);
ИП Максимовой Екатерины Михайловны (далее - Участник, Подрядчик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13487-ЭП/23 от 30.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт фасадов, включая разработку проекта благоустройства элементов благоустройства в отношении капитального ремонта фасадов здания, в отношении входной группы (изменение входной группы в целях обеспечения доступности объекта для маломобильных групп населения, размещение козырька), на ремонт кровли, включая устройство противообледенительной системы и утепление чердака здания СПБ ГБУЗ "ССМП N 4" по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Глинки, д. 15, лит. А (извещение N 0372200113622000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт фасадов, включая разработку проекта благоустройства элементов благоустройства в отношении капитального ремонта фасадов здания, в отношении входной группы (изменение входной группы в целях обеспечения доступности объекта для маломобильных групп населения, размещение козырька), на ремонт кровли, включая устройство противообледенительной системы и утепление чердака здания СПБ ГБУЗ "ССМП N 4" по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Глинки, д. 15, лит. А (извещение N 0372200113622000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 356 117,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Максимова Екатерина Михайловна.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 03722001136220000050001 от 04.04.2022 на 217 230,98 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на ремонт фасадов, включая разработку проекта благоустройства элементов благоустройства в отношении капитального ремонта фасадов здания, в отношении входной группы (изменение входной группы в целях обеспечения доступности объекта для маломобильных групп населения, размещение козырька), на ремонт кровли, включая устройство противообледенительной системы и утепление чердака здания СПБ ГБУЗ "ССМП N 4" (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.3. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с Участником, в связи с неоднократным нарушением Участником сроков выполнения Работ и непредоставлению в срок действия Контракта результата выполненных Работ по Контракту.
24.04.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.12.2022 в связи с тем, что 28.03.2023 Подрядчик предоставил результат выполненных по Контракту Работ, соответствующий условиям Контракта и 29.03.2023 сформировал, подписал в ЕИС документ о приемке.
Однако 15.05.2023 Заказчиком повторно было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила следующее:
24.04.2023 Заказчик подписал документ о приемке Работ на сумму 202 591 рубль, Заказчик произвел оплату выполненных Работ на указанную сумму (платежное поручение 1714022 от 27.04.2023), за вычетом в соответствии с пунктом 9.8 Контракта суммы неустойки, составляющей 8 964 рубля 65 копеек, подлежащей уплате Подрядчиком в соответствии с условиями ответственности последнего по Контракту.
Обязательства в оставшейся части на сумму 14 639 рублей 98 копеек в соответствии с п.3.1 Приложения N 2 к Контракту составляют "проведение, проверки достоверности определения сметной стоимости работ по ремонту фасадов, включая благоустройство элементов благоустройства в отношении капитального ремонта фасадов здания, в отношении входной группы (изменение: входной группы в целях обеспечения доступности объекта для маломобильных групп населения, размещение козырька), по ремонту кровли, включая устройство противообледенительной системы и утепление чердака здания СПБ ГБУЗ "ССМП N 4" по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Глинки, д.15, лит. А".
Указанные Работы Подрядчиком не выполнены на основании Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, на которое Подрядчик указал в письме Заказчику (вх. N 358 от 02.03.2023).
28.04.2023 Заказчиком на электронной площадке РТС-Тендер сформировано соглашение о расторжении Контракта, в котором указаны обязательства, исполненные Подрядчиком и Заказчиком, и обязательства на сумму 14 639 рублей 98 копеек требующие прекращения (далее - соглашение о расторжении).
На электронный адрес Подрядчика, указанный в Контракте, Заказчиком неоднократно направлено информационное письмо о необходимости подписания на электронной площадке соглашения о расторжении электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, с последующей регистрацией в реестре контрактов такого соглашения о расторжении в соответствии со статьей 103 Закона о контрактной системе.
По состоянию на 02.05.2023 соглашение о расторжении не подписано со стороны Подрядчика, Заказчик направил претензии Подрядчику (исх. N 436 от 02.05.2023, исх. N 440 от 04.05.2023, исх. N 449 от 05.05.2023) о невыполнении указанных в п. 3.1. Приложения N 2 к Контракту Работ и необходимости предоставить результат выполненных Работ, указанных в пункте 3.1 приложения N 2 к Контракту или подписать соглашение о расторжении для прекращения таких обязательств Подрядчика по выполнению Работ.
По состоянию на дату 15.05.2023 соглашение о расторжении со стороны Подрядчика не подписано, таким образом, обязательства по выполнению Работ не прекращены.
По состоянию на 15.05.2023 результат выполненных Работ, указанных в п.3.1 Приложения N 2 к Контракту, соответствующий условиям Контракта, Подрядчиком не предоставлен.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 15.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.05.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
12.04.2023 Подрядчиком сформирован документ о приемке;
В соответствии с пунктом 4.2.4. Контракта Заказчик осуществляет своими силами приемку результатов выполненных Работ после получения положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации на соответствие их количества, объема и качества требованиям, установленным в Контракте и оформляет результаты такой приемки.
24.04.2023 Заказчиком подписан акт сдачи-приемки.
27.04.2023 денежные средства поступили на расчетный счет Подрядчика. Работы по Контракту выполнены Подрядчиком, приняты и оплачены Заказчиком.
В соответствии с информацией, размещенной в личном кабинете поставщика.
Общая информация:
17.04.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, приложено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 30.12.2022;
Журнал событий:
17.04.2023 Получен документ "Решение об одностороннем отказе от заключения контракта N 1 от 17.04.2023".
24.04.2023 Документ "Решение об одностороннем отказе от заключения контракта N 1 от 17.04.2023" получил статус "Отменено".
14.04.2023 Подрядчиком сформирована претензия о наличии задолженности у Заказчика на сумму 21 723,10 рублей полученной от ПАО Сбербанк на основании предоставления заведомо ложной информации расторжении контракта в 2022 году.
Исполнение обязательств п.3.1 Приложения N2 к Контракту в части проведения экспертизы в СПб ГАУ "ЦГЭ".
21.10.2022 - Исх. N4 Подрядчик обратился к Заказчику о необходимости подготовки пакета документов для прохождения экспертизы в СПб ГАУ "ЦГЭ";
12.12.2022 - Исх. N5 Подрядчик обратился к Заказчику с просьбой направить документацию СПб ГАУ "ЦГЭ";
28.02.2023 - Исх. N7 Подрядчик повторно обратился к Заказчику с просьбой направить документацию СПб ГАУ "ЦГЭ";
В соответствии с Приложением N1 к Контракту "Задание на проектирование" п. 19 Требования к согласованию: Согласования с заинтересованными ведомствами и организациями выполняются Проектной организацией при содействии Заказчика в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи Градостроительного кодекса Российской федерации обязанность по проведению экспертизы возложена на Заказчика.
Обязанность Подрядчика по оплате данной экспертизы не освобождает Заказчика от обеспечения ее проведения: заключения договора с СПб ГАУ "ЦГЭ" на проведение экспертизы, перепоручения такого правомочия Обществу путем выдачи доверенности Подрядчику на осуществления данных функций от имени заказчика.
До согласования указанного договора с СПб ГАУ "ЦГЭ" Подрядчик не мог выполнить условия об оплате экспертизы.
Кроме того, в установленные сроки приемки Работ данное требование Заказчиком не предъявлялось.
Обязанность Подрядчика по оплате данной экспертизы не освобождает Заказчика от обеспечения ее проведения: заключения договора с СПб ГАУ "ЦГЭ" на проведение экспертизы, перепоручения такого правомочия Обществу путем выдачи доверенности Подрядчику на осуществления данных функций от имени заказчика.
До согласования указанного договора с СПб ГАУ "ЦГЭ" Подрядчик не мог выполнить условия об оплате экспертизы.
Кроме того, в установленные сроки приемки Работ данное требование Заказчиком не предъявлялось.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Максимовой Екатерины Михайловны в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ИП Максимовой Екатерины Михайловны в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Максимова Екатерина Михайловна (ИНН: 471304256763) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июня 2023 г. N РНП-78-757/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023