Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Республиканского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Зеленчукская центральная районная больница" (далее - Заказчик),
в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "СПИРОНИКА" (далее - Заявитель, ООО "СПИРОНИКА"),
надлежащим образом извещенных уведомлением от 30.05.2023 N ИМ/993/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "СПИРОНИКА", рассмотрев жалобу ООО "СПИРОНИКА" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0379300024223000090 "Изделия медицинского назначения 5" с пользованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "СПИРОНИКА" на действия Заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, описание объекта закупки аукциона составлено с нарушением требования Закона о контрактной системе.
Заказчик в своих возражениях сообщили, что объект закупки составлен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы ООО "СПИРОНИКА" Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России состоялось 05 июня 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "СПИРОНИКА", изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
19.05.2023 в 09:13 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован электронный аукцион N 0379300024223000090 "Изделия медицинского назначения 5" (извещение о проведении аукциона - 19.05.2023 в 09:13 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта - 183 209, 45 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 19.05.2023 в 09:13 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 29.05.2023 в 09:00 ч.
На участие в аукционе поданы 3 заявки от участников закупки.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На основании п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ.
Согласно пп. "а" п. 13 Правил формирования КТРУ установлено, что в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе включается информация о потребительских свойствах и иных характеристиках товара, работы, услуги, в том числе функциональных, технических, качественных характеристиках, эксплуатационных характеристиках (при необходимости).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении закупки N 0379300024223000090 объектом закупки являются изделия медицинского назначения ("Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования" - код КТРУ 32.50.13.190-00248; "Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования" - код КТРУ 32.50.13.190-00248; "Калоприемник для колостомы закрытый, однокомпонентный" - код КТРУ 32.50.13.190-00006905; "Тепло / влагообменник / бактериальный фильтр, стерильный" - код КТРУ 32.50.13.190-00477).
Согласно Приложению N 3 к извещению о проведении электронного аукциона N 0379300024223000090 Заказчиком установлены технические и качественные характеристики к закупаемому товару, в том числе по позициям:
N 3 "Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования": "Внутренний диаметр дыхательной трубки, мм 21
25. Длина дыхательной трубки, см
100
700. Тип контура: реверсивный. Тип подключения: инвазивный. Трубки вдоха/выдоха необходимы гладкоствольные, прозрачные. Гладкий канал способствует уменьшению сопротивления потоку и накопления конденсата на стенке трубки. Влагосборники требуются самогерметизирующиеся, встроенные в линию выдоха и вдоха. Для сбора образующегося в ходе вентиляции конденсата и отсоединения без разгерметизации контура. Объем влагосборников, мл более 80. Эластичные коннекторы со стороны аппарата примерно 22F. Для обеспечения герметичного соединения с аппаратом. Встроенный Y-образный коннектор нужен с портами около 7,5 и 3 мм, снабженными герметичными колпачками. Для соединения линий вдоха и выдоха в единый контур и проведения мониторинга температуры, давления. Съемный угловой коннектор обычно с разъемом 22M/15F. Для соединения с интубационной трубкой и/или анестезиологической маской. Лимб (дополнительный шланг), см более 55. Для подключения контура к увлажнителю. Коннектор прямой должен быть 22 мм. Фильтр, как правило, бактериально-вирусный тепловлагообменный. Для бактериальной и вирусной фильтрации воздуха, поступающего в дыхательные пути пациента через интубационную трубку или анестезиологическую маску, а также пассивного увлажнения дыхательной смеси. Изделие со стороны контура имеет порт для капнографии с разъемом типа Луер Лок, снабженный закрепленным колпачком. Для безопасного мониторинга концентрации CO2. Дыхательный объем, (указать в мл). Данный диапазон покрывает все потребности при применении у пациентов разных возрастных категорий с разным дыхательным объемом, не оказывая при этом влияния на параметры вентиляции. Внутренний объем, мл более 50. Данный параметр важно учитывать при расчете дыхательного объема и требуемого режима вентиляции пациента в целях недопущения развития гиперкапнии. Антибактериальная эффективность, %
99.9999. Антивирусная эффективность, %
99.999. Для предотвращения риска развития перекрестной контаминации и защиты персонала, аппарата и пациента. Сопротивление потоку, Па (см Н2О (вод. Ст.)): Для уменьшения усилий пациента при дыхании 30 л/мин более 58 (0.6). Для уменьшения усилий пациента при дыхании 60 л/мин более 161 (1.65). Для уменьшения усилий пациента при дыхании 90 л/мин более 313 (3.2). Для уменьшения усилий пациента при дыхании. Эффективность увлажнения, мг/л Н2О при дых. объеме 500 мл более 37 Достаточное кондиционирование дыхательной смеси ведет к уменьшению нагрузки на бронхиальные железы, потери воды, что ведет к снижению частоты воспалительных осложнений. Масса фильтра, г менее 35. Не оказывает давление на эндотрахеальную/трахеостомическую трубку при креплении фильтра между эндотрахеальной/трахеостомической трубкой и дыхательным контуром. Коннектор угловой конфигурируемый необходим с портом для бронхоскопии и санации предназначен для подключения дыхательной системы к интубационной трубке и/или анестезиологической маске, а также для повышения мобильности края контура со стороны пациента и проведения санации и бронхоскопиии без отключения контура. Конструкция трубки должна обладать "эффектом памяти" для придания соединителю необходимой конфигурации при отведении дыхательного контура от операционного поля. Со стороны пациента обычно прикреплён двойной вертлужный коннектор 22M/15F для присоединения к интубационной трубке и/или анестезиологической маске. Возможность вращения коннектора в месте соединения с интубационной трубкой и в месте соединения с конфигурируемой трубкой обеспечивает лёгкое отведение дыхательного контура, снижая риск разгерметизации дыхательной системы. Требуется клинически чистый (нестерильный), все компоненты должны находиться в единой индивидуальной упаковке. Для уменьшения времени на подготовку подключения пациента к оборудованию и быстрого выбора необходимого набора контура";
N 4 "Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования": "Внутренний диаметр дыхательной трубки, мм 21
25. Длина дыхательной трубки, см
100
700. Тип контура: реверсивный. Тип подключения: инвазивный. Требуются трубки вдоха/выдоха гладкоствольные, прозрачные. Гладкий канал способствует уменьшению сопротивления потоку и накопления конденсата на стенке трубки. Влагосборник самогерметизирующийся должен быть встроен в линию выдоха. Для сбора образующегося в ходе вентиляции конденсата и отсоединения без разгерметизации контура. Объем влагосборника, мл более 85. Необходимы эластичные коннекторы со стороны аппарата 22F. Для обеспечения герметичного соединения с аппаратом. Встроенный Y-образный коннектор нужен с портами 7,5 и 3 мм, как правило, снабженными герметичными колпачками. Для соединения линий вдоха и выдоха в единый контур и проведения мониторинга температуры, давления. Съемный угловой коннектор нужен с разъемом 22M/15F и капнографическим портом с герметичным колпачком. Для соединения с интубационной трубкой или анестезиологической маской. Лимб (дополнительный шланг), см не более 60. Для подключения контура к увлажнителю. Коннектор обычно прямой 22 мм. Требуется линия мониторинга давления. Длина линии, см более 190. Камера увлажнителя должна быть самозаполняющаяся. Для постоянного поддержания уровня жидкости на протяжении всего времени работы. Максимальный рекомендуемый объем заполнения, мл не более 180. Нужен клинически чистый (нестерильный), все компоненты обычно находятся в единой индивидуальной упаковке. Для уменьшения времени на подготовку подключения пациента к оборудованию и быстрого выбора необходимого набора контура".
Заказчик при описании объекта закупки по позициям N 3, 4 руководствовался требованиями согласно коду КТРУ 32.50.13.190-00248. При этом Заказчиком установлены дополнительные технические характеристики в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель в своих доводах жалобы указывает, что Заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, а именно:
1) по позициям N 3, 4 установлено требование объема влагосборника "мл более 80" и "мл более 85", при этом обоснование необходимости использования такой информации по двум позициям указано одинаковое, что вводит участников закупки в заблуждение;
2) по позициям N 3, 4 установлено требование "эластичные" коннекторы, при этом ГОСТ 31518.1-2012 "Аппараты ингаляционной анестезии и искусственной вентиляции легких. Соединения конические. Часть 1. Конические патрубки и гнезда" не содержит требований об эластичности коннекторов. При этом обоснование необходимости использования данной характеристики Заказчиком не установлено;
3) по позиции N 3 установлено требование к размерам портов "около 7,5 и 3 мм", при этом инструкция по заполнению заявки не содержит положений использования слова "около", позволяющих надлежащим образом заполнить заявку;
4) по позиции N 3 установлено требование "Дыхательный объем (указать в мл)", при этом Заказчиком не указан размер объема. Инструкция по заполнению заявки не содержит положений использования слова "указать в мл", позволяющих надлежащим образом заполнить заявку;
5) по позиции N 3 установлено требование "Внутренний объем, мл более 50". Обоснование "Данный параметр важно учитывать при расчете дыхательного объема и требуемого режима вентиляции пациента в целях недопущения развития гиперкапнии". Заявитель считает, что значение внутреннего объема "более 50 мл" противоречит потребности Заказчика, указанного в обосновании "недопущения развития гиперкапнии", общеизвестный для медиков факт, что тем больше внутренний объем, тем больше вероятность развития гиперкапнии. Требование к характеристике "более 50 мл" не соответствует обоснованию;
6) по позиции N 3 установлено требование "Сопротивление потоку, Па (см Н2О (вод.ст)): Для уменьшения усилий пациента при дыхании 30 л/мин более 58 (0.6). Для уменьшения усилий пациента при дыхании. 60 л/мин более 161 (1.65). Для уменьшения усилий пациента при дыхании. 90 л/мин более 313 (3.2). Для уменьшения усилий пациента при дыхании". Заявитель считает, что установленные требования не соответствуют обоснованию. Чем больше значение сопротивление потоку, тем больше пациенту необходимо делать усилий, чтобы сопротивление преодолеть;
7) по позициям N 3, 4 установлено требование "Съемный угловой коннектор с разъемом 22-М/15F для соединения с интубационной трубкой и/или анестезиологической маской", при этом указанное требование не соответствует требованиям ГОСТ 31518.1-2012 "Аппараты ингаляционной анестезии и искусственной вентиляции легких. Соединения конические. Часть 1. Конические патрубки и гнезда". При этом обоснование необходимости использования данной характеристики Заказчиком не установлено.
При установленных обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу, что в извещении о закупке имеется ссылка исключительно на потребность Заказчика, но не раскрыто само обоснование необходимости использования многочисленных дополнительных характеристик, что свидетельствует о несоблюдении п. 6 Правил использования КТРУ, и является нарушением ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Установленная Заказчиком не полная инструкция по заполнению заявки нарушает п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают ч. 6 ст. 23, п. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
При этом, согласно протоколу подачи ценовых предложений, на участие в закупке подано 3 заявки, снижение начальной (максимальной) цены составило 7%.
В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на отбор победителя рассматриваемой закупки, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СПИРОНИКА" обоснованной.
2. Признать Республиканское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Зеленчукская центральная районная больница" нарушившим ч. 6 ст. 23, п. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на отбор поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела N 009/06/106-40/2023 от 05.06.2023 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 5 июня 2023 г. N 009/06/106-40/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023