Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Богославской В.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Аваков Г.Г.,
от ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской республике" - Фазылова Ю.М., Быков В.А.,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ФБУ "ГРЦСМИ в СК, РИ и КЧР" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Пятигорская городская поликлиника N1" по факту осуществления закупки путем электронного аукциона N 0321300184823000029 "Оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий в 2023 году ".
Заявитель обжалует действия Заказчика в части Закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении закупки Заказчиком установлено требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствий с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, а именно: лицензия на медицинскую деятельность на основании Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности".
В пп. 2.10 п. 2 Раздела I. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" Приложения N1 к извещению проведении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке. Инструкция по её заполнению" Заказчиком установлено, что в составе заявке участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ:
- копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии работ (услуг) соответствующих объекту закупки. Данное требование установлено на основании п. 46 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Предметом закупки является "Оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий в 2023 году".
В Приложении 1 "Сведения о наименовании, количественных и качественных характеристиках оказываемых услуг" "описание объекта закупки" к извещению о закупке Заказчик предусматривает:
"Исследование внешней среды методом смыва: Золотистый стафилококк.
Исследование внешней среды методом смыва: БГКП с использованием среды Кода.
Проведение санитарно-бактериологического исследования материала на стерильность: Материал на стерильность (перевязочный материал, инструментарий и шовный материал)
Проведение санитарно-бактериологических исследований стерилизующей аппаратуры: Контроль воздушных стерилизаторов индикаторами бактериологическими (комплект 5 тестов) и т.д."
Согласно Приложения 1 "описание объекта закупки" к извещению о проведении закупки услуг Заказчиком установлен код ОКПД 86.90.15.000 - услуги медицинских лабораторий.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 145).
В соответствии с подпунктом б пункта 2 Правил N 145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В извещении о проведении закупки Заказчиком установлено требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствий с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, а именно: лицензия на медицинскую деятельность на основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В пп. 2.10 п. 2 Раздела I. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" Приложения N1 к извещению проведении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке. Инструкция по её заполнению" Заказчиком установлено, что в составе заявке участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ:
- копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии работ (услуг) соответствующих объекту закупки. Данное требование установлено на основании п. 46 ч. 1 ст.12 Федерального закона, от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Предметом закупки является "Оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий в 2023 году".
В Приложении 1 "Сведения о наименовании, количественных и качественных характеристиках оказываемых услуг" "описание объекта закупки" к извещению о закупке Заказчик предусматривает:
"Исследование внешней среды методом смыва: Золотистый стафилококк.
Исследование внешней среды методом смыва: БГКП с использованием среды Кода.
Проведение санитарно-бактериологического исследования материала на стерильность: Материал на стерильность (перевязочный материал, инструментарий и шовный материал)
Проведение санитарно-бактериологических исследований стерилизующей аппаратуры: Контроль воздушных стерилизаторов индикаторами бактериологическими (комплект 5 тестов) и т.д.".
Согласно Приложения 1 "описание объекта закупки" к извещению о проведении закупки услуг Заказчиком установлен код ОКПД 86.90.15.000 - услуги медицинских лабораторий, при этом Заказчиком указано, что данный код не присутствует в справочнике КТРУ.
Вместе с тем, согласно каталога КТРУ услуги в области технических испытаний, исследований и анализа подпадают под кодом 71.20.10.000.
Однако, согласно пункта 2.1. СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг. Данным пунктом установлено, что хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров,, аккредитованные- в национальной системе аккредитаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Производственный контроль - это контроль за соблюдением санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Регламентирован статьей 32. "Производственный контроль" Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Порядок организации и проведения производственного контроля, требования к программе (плану) производственного контроля, особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности, обязанности юридических лиц а индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного контроля, организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора за осуществлением: производственного контроля регулируются санитарными правилами 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Именно в рамках производственного контроля хозяйствующие субъекты разрабатывают программу (план) производственного контроля который утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели, (пункт 2 СП 1,1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий")
Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке, (п.2.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий").
Таким образом законодатель установил, что услуги лабораторных исследований по проведению производственного контроля могут осуществляться лабораториями аккредитованными в установленном порядке в национальной системе аккредитации Российской Федерации и каких-либо иных лицензий на лабораторные исследования законодатель не предусмотрел. Правила и порядок аккредитации испытательных лабораторий предусмотрены нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ. Вся актуальная информация о деятельности аккредитованной лаборатории размещается на сайте Росаккредитации и находится в свободном доступе.
В свою очередь Заказчик установил требование о наличии медицинской лицензии руководствуясь нормами ФЗ-99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления Правительства РФ от 01.06,2021 N852 "О лицензировании медицинской деятельности".
В Российской Федерации подлежит лицензированию медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими, в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") - подп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (ред. от 16.02.2022) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (с изм. и доп., вступ, в силу с 01.09.2022) пунктом 4 предусмотрено: "Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно перечня видов работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность работы предусмотренные Приложением 1 "описание объекта закупки" к извещению о проведении закупки услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий в 2023 году - отсутствуют.
Оформление медицинской лицензии обязательно для организаций, выполняющих работы, связанные с охраной здоровья граждан. Этот документ необходим для осуществления медицинской деятельности по: предоставлению гражданам медицинских услуг, включая диагностику, лечение, реабилитацию, профилактику, предотвращение или прерывание беременности и других. Общий список, относящийся к этой категории, приведен в приложении к постановлению Правительства от 1 июня 2021 года N852;
- производству техники медицинского назначения;
- техническому обслуживанию оборудования.
Работы по лабораторным исследованиям заявленные Заказчиком в Приложении N1 "описание объекта закупки" нельзя отнести к врачебным услугам в рамках медицинской деятельности.
На основании изложенного заказчик нарушил требования ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не правомерно установил требование к участникам.
В соответствии со ст. 99 ФЗN44 Комиссией Ставропольского УФАС России в ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Закона о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Законом о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Из содержания извещения о проведении электронного аукциона следует, что Заказчиком установлены следующие требования к участникам:
1. Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия отмечает, что требование об отсутствии информации об участниках закупки в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе является более широким и включает в себя требование относительно подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Таким образом при установлении в документации требования по части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительное описание требования в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 является не целесообразным и не предусмотрено законом и иными нормативно правовыми актами.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской республике" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Пятигорская городская поликлиника N1" по факту осуществления закупки путем электронного аукциона N 0321300184823000029 "Оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий в 2023 году " - обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушение требований ст. 31, ст. 42 Закона 44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
В.В. Богославская
Исп.Богославская В.В.
тел.(8652) 35-28-07
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 июня 2023 г. N 026/06/106-1163/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023