Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Шевченко Е.Ф., Звягинцева О.И.,
от заявителя - Колонтаевского В.А., Боташева А.С-Х.,
от уполномоченного органа - Тимофеевой Д.Ю.,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Русэнерго" на действия заказчика - ГБУ СК "Стававтодор" по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форм N 0121200004723000614 "Реконструкция автомобильных дорог "Автомобильная дорога район г. Малое седло от Олимпийской базы до родника" и "Автомобильная дорога район г. Малое седло от родника до пос. Белореченский" (противооползневые мероприятия)".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ принята к рассмотрению и назначена на 02.06.2023 г. с вызовом сторон по делу.
02.06.2023 г. комиссия, выслушав доводы присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
12.05.2023 г. уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении закупки N 0121200004723000614 "Реконструкция автомобильных дорог "Автомобильная дорога район г. Малое седло от Олимпийской базы до родника" и "Автомобильная дорога район г. Малое седло от родника до пос. Белореченский" (противооползневые мероприятия)".
На участие в открытом конкурсе поступило 2 заявки, обе признаны соответствующими требованиям документации.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного конкурса признан участник закупки с идентификационным номером 114287480 (протокол подведения итогов от 31.05.2023 N 0121200004723000614).
Заявки участников представлены в электронном виде.
Согласно доводу, изложенному в жалобе заявителя, Заказчиком в качестве дополнительных требований к участникам закупки не должно применяться положение, указанное в позиции 17 раздела III приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571 от 29.12.2021 "О требованиях к участнику закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признаний утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги), поскольку объектом закупки являются работы по строительству сложной инженерной конструкции удерживающего типа не связанного непосредственно с устройством дорожного покрытия, в связи с чем наличие указанного в вышепоименованной норме Постановления Правительства опыта у участников закупки не соответствует предмету закупки.
При этом, заявителем жалобы не учтено следующее:
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Во исполнение положения части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок, заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 2571 от 29.12.2021 "О требованиях к участнику закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Согласно положению позиции 17 раздела III приложения Постановления Правительства Российской Федерации N 2571 от 29.12.2021 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги к участнику закупки должны быть предъявлены дополнительные требования в части наличия у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
Согласно подразделу 10 "Противооползневые мероприятия" раздела 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" тома 3.10 проектной документации МДХ/19/пр-75-ТК-ИС (стр. 41), размещенной в составе конкурсной документации основным объектом строительства по указанной закупке является строительство свайного двухрядного ростверка с удерживающей стеной (подпорная стена) из монолитного железобетона на склоне, с левой стороны относительно реконструируемой автомобильной дороги. Свайной ростверк с удерживающей стеной расположен с левой нагорной стороны относительно автодороги ПК 34+62,00) до ПК 37+56,79 (по автодороге). Длина ростверка 3-его яруса составляет 294,79 м. Для предотвращения переползания оползневого грунта через удерживающую противооползневую конструкцию в вертикальной плоскости по всей длине свайного ростверка устраивается удерживающая стена. Стена принята из монолитного тяжёлого железобетона класса по прочности на сжатие В20, марки по морозостойкости F200, марки по водонепроницаемости W6. Длина стены 294,79 м.
Удерживающая стена имеет трапецеидальное сечение с шириной поверху 0,4 м, по низу 1,0 м и высоту 1,80 м. Армирование стены предусматривается отдельными стержнями горячекатаной стальной арматурой класса А400 по ГОСТ 34028-2016, диаметр рабочей арматуры 18 мм класса А400. Строительство подпорной стены производится для предотвращения осыпания (возможного смещения) грунта из оголенной части свайного основания после завершения земляных работ по устройству земляного полотна автомобильной дороги, распложённого на разных отметках со свайным ростверком, а также для дополнительного дренирования оползневого массива, предусмотрено устройство подпорной стены из габионных конструкций.
В соответствие с п. 1 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - "автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог".
Следовательно, все работы, проводимые в пределах земельного участка, с разрешенным использованием "автомобильная дорога", подпадают под предмет "автомобильная дорога".
Таким образом, подпорная стена является неотьемлемой составной частью автомобильной дороги. Соответственно, работы по строительству подпорной стены как искусственного сооружения, являющегося составной частью автомобильной дороги, искусственного сооружения, являющегося составной частью автомобильной дороги, соотносятся с работами по реконструкции автомобильной дороги.
В критериях оценки заявок, в соответствие с пп. "в" п. 31 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации" также определен объект, соответствующий объекту закупки - автомобильная дорога.
Что касается довода заявителя, что "в рамках требований больше подходит позиция 7 "Работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта" так как необходимое сооружение с учетом всех видом работ является капитальным строением", согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Противооползневые мероприятия, указанные в обжалуемой закупке, являются защитными дорожными сооружениями автомобильной дороги от негативного воздействия оползневых процессов и разработаны в проектной документации на объект капитального строительства: "Реконструкция автомобильных дорог "Автомобильная дорога район г. Малое седло от Олимпийской базы до родника" и "Автомобильная дорога район г. Малое седло от родника до пос. Белореченский". Противооползневые мероприятия входят в состав проекта на реконструкцию указанной автомобильной дороги (подраздел 10) и являются неотьемлемой частью указанной проектной документации.
Также установлено, что проектная документация получила положительное заключение государственной экспертизы.
Более того также невозможно согласится и с доводом заявителя относительно того, что объект закупки (подпорная стена) является отдельным капитальным сооружением.
Согласно позиции, сформулированной в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6225/20 от 18.11.2020 по делу N A60-46018/2019, оставленном без изменения Определением Верховного Суда РФ N 309-ЭС21-1045 от 10.03.2021, объекты, которые хотя и прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельными объектами гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем сооружениям, не признаются недвижимым имуществом, независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь таких сооружений с соответствующим земельным участком.
Понятие "недвижимости" является правовой категорией, поэтому признание объекта недвижимости в качестве объекта гражданских прав невозможно лишь на том основании, что оно прочно связано с землей. Сама по себе неразрывная связь с землей в отсутствие самостоятельного хозяйственного назначения не может иметь предопределяющего значения при отнесении объектов к объектам недвижимости (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15А11-3259/2016 от 01.04.2016 по делу N А32-29128/2015, оставленное без изменения Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4518/2016 от 12.07.2016).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 1160/13 от 24.09.2013 по делу N A76-1598/2012, в соответствий со СНиП 22-02-2003 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов" подпорные стенки являются удерживающими сооружениями, возводимыми для предотвращения оползневых и обвальных процессов при невозможности или экономической нецелесообразности изменения рельефа склона (откоса). Следовательно, такие сооружения являются вспомогательными к основному, и размещаются в местах, где имеется опасность оползневых и обвальных процессов. Подпорная стена не имеет самостоятельного функционального назначения, создана исключительно в целях улучшения качества земельного участка и обслуживает только земельный участок, на котором она расположена (фактически подпорные стены имеют своей единственной целью исключение сползание грунта) (аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11052/09 от 26.10.2010, N 4777/08 17.01.2012 и N 17085/12 от 28.05.2013).
Подпорная стена является сооружением вспомогательного назначения, необходимого для устойчивости склонов и не может являться самостоятельным объектом недвижимого имущества по смыслу статьи 130 ГК РФ (Определение Верховного Суда РФ N 308-ЭС21-4804 от 22.04.2021 по делу N A32-7320/2020).
Подпорная стена как элемент благоустройства земельного участка в данном случае не является объектом недвижимого имущества в смысле, придаваемом ему статьей 130 Гражданского кодекса РФ, а также не является объектом капитального строительства (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7221/2020 от 31.07.2020 по делу N A32-16981/2018).
Таким образом, Объект закупки является неотделимым улучшением земельного участка, не является объектом капитального строительства, но является объектом вспомогательного назначения автомобильной дороги. Информация, содержащаяся в извещении о проведении закупке и в критериях оценки заявок, соответствует нормам действующего законодательства в части определения предмета закупки (автомобильная дорога).
С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что жалоба Заявителя является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Русэнерго" на действия заказчика - ГБУ СК "Стававтодор" по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форм N 0121200004723000614 "Реконструкция автомобильных дорог "Автомобильная дорога район г. Малое седло от Олимпийской базы до родника" и "Автомобильная дорога район г. Малое седло от родника до пос. Белореченский" (противооползневые мероприятия)" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 июня 2023 г. N 026/06/106-1153/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023