Резолютивная часть решения оглашена 31.05.2023 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Частная охранная организация "КАФА" (г.Феодосии Республики Крым) (далее заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране, обеспечению пропускного режима, общественного порядка и безопасности для нужд ГБУ СО ВО "Новлянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (извещение N 0128200000123002586) в присутствии представителей заказчика - ГБУ СО ВО "Новлянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" уполномоченного органа - министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-363/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
24.05.2023 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Частная охранная организация "КАФА" (далее заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране, обеспечению пропускного режима, общественного порядка и безопасности для нужд ГБУ СО ВО "Новлянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (извещение N 0128200000123002586).
Заказчиком в Приложении N 2 к извещению "Техническое задание" в разделе 10 указан перечень документов Исполнителя, необходимый для осуществления охранной деятельности.
В указанный перечень входит в том числе "10.3 Свидетельство о прохождении периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, в соответствии с порядком, утвержденным приказами МВД РФ от 15 июля 2005 года N 568, от 25.01.2005 N 52, независимо от закрепления за работниками оружия и спецсредств". Вместе с тем, в настоящее время определены четыре квалификационных уровня охранника:
- охранник 4 разряда, которому при выполнении своей деятельности разрешено использовать спецсредства, допущенные к применению (резиновые палки, наручники);
- охранник 5 разряда дополнительно имеет право на гражданское оружие (электрошокер, газовое, пневматическое, аэрозольные распылители слезоточивых вещества);
- охранник 6 разряда сверх перечисленного позволяет работать со служебным огнестрельным оружием установленных видов.
Однако извещением о проведении закупки не предусмотрено оказание охранных услуг со служебным огнестрельным оружием, и заявитель полагает, что требование о квалификации охранников с 6-м разрядом является завышенным и необоснованно ограничивающим конкуренцию, так как для обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов достаточно квалификации охранника 4-го разряда.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика по существу жалобы пояснил следующее.
Статус охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией охраны, утвержденной Приказом Росгвардии от 19.10.2020 N 419. Требования, предъявляемые к охраннику, установлены Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30, а также Профессиональным стандартом "Работ по обеспечению охраны образовательных организаций", утвержденным Приказом Минтруда России от 11.12.2015 N 1010н.
В соответствии с указанным Профессиональным стандартом к охранникам 4,5,6 разрядов предъявляются в том числе требования о своевременном прохождением периодических проверок на пригодность к действиям в условиям, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.
Своевременное прохождение периодических проверок на пригодность к действиям в условиям, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств регламентировано Приказом Росгвардии от 25.11.2019 N 387 "Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств".
В силу изложенного, представитель заказчика полагает законным и обоснованными включение в пункт 10 Технического задания требования о предоставлении свидетельства о прохождении периодических проверок на пригодность к действиям в условиям, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Частная охранная организация "КАФА" необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
16.05.2023 на официальном сайте в Единой Информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране, обеспечению пропускного режима, общественного порядка и безопасности для нужд ГБУ СО ВО "Новлянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (извещение N 0128200000123002586)
Начальная (максимальная) цена контракта 4 489 149,60 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, оказываемой услуги которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара, оказания услуги Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
Как следует из пояснения представителей заказчика, установление им в техническом задании извещения о проведении закупки требования о наличии у охранников исполнителя свидетельства о прохождении периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, обусловлено требованиями действующих нормативно-правовых актов в области оказания охранных услуг, а именно - должностной инструкцией охраны, утвержденной Приказом Росгвардии от 19.10.2020 N 419. Требования, предъявляемые к охраннику, установлены Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30, Профессиональным стандартом "Работ по обеспечению охраны образовательных организаций", утвержденным Приказом Минтруда России от 11.12.2015 N 1010н, Приказом Росгвардии от 25.11.2019 N 387 "Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств".
По мнению Комиссии, оспариваемые заявителем требования к оказываемой услуге, не являются нестандартными, избыточными, ограничивающими количество участников закупки. Надлежащих документарных доказательств обратного со стороны заявителя представлено не было. Кроме того, на участие в данной закупке было подано четыре заявки, что также подтверждает отсутствие ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что заказчиком в пункте 10.3 Технического задания допущена ссылка на отмененный в настоящее время нормативно-правовой акт - приказ МВД РФ от 15.07.2005 N 568.
Однако в силу пункта 3.37 Административного регламента комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Частная охранная организация "КАФА" на положения извещения электронного аукциона на оказание услуг по охране, обеспечению пропускного режима, общественного порядка и безопасности для нужд ГБУ СО ВО "Новлянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (извещение N 0128200000123002586) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
2.Признать в действиях уполномоченного органа нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. В отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выносить, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
4.Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 31 мая 2023 г. N 033/06/33-363/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2023