Резолютивная часть оглашена
05.06.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "Волжская центральная районная больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ СО Волжская ЦРБ) о включении сведений об ООО "КАРТСОФТ" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по ремонту средств вычислительной и организационной техники, заправке и восстановлению картриджей для оргтехники для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Волжская центральная районная больница" (извещение N 0142200001322026194, начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, Общества,
УСТАНОВИЛА:
29.11.2022 на основании результатов подведения итогов электронного аукциона (протокол от "18" ноября 2022 г. N 0142200001322026194) между ГБУЗ СО Волжская ЦРБ и ООО "КАРТСОФТ" был заключен контракт N 20/23 (далее - контракт), в соответствии с которым Общество оказывает услуги по ремонту средств вычислительной и организационной техники, заправке и восстановлению картриджей для оргтехники для нужд Заказчика.
В Техническом задании к контракту указан перечень услуг, оказываемых Обществом:
- услуги по техническому обслуживанию техники,
- услуги по ремонту техники,
- услуги по восстановлению картриджей для оргтехники,
- услуги по заправке картриджей для оргтехники.
Согласно разделу 8 Технического задания к контракту услуги оказываются по предварительной заявке Заказчика, подаваемой по фактической потребности Заказчика, направленной посредством телефонной связи или электронной почты.
Срок оказания каждой услуги установлен в контракте индивидуально и составляет:
- по технической диагностике и профилактике не должен превышать 24 часов с момента получения заявки Обществом;
- по заправке и восстановлению картриджей для оргтехники не должен превышать 2-х рабочих дней с момента получения заявки Обществом;
- по ремонту не должен превышать 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки Обществом.
26.01.2023 от Заказчика в адрес Общества поступила Заявка от 26.01.2023 на ремонт компьютерной техники:
1. HP Laser Jet Pro M 203 dn (предварительно замена редуктора, ролик захвата бумаги, термопленки),
2. HP Laser Jet Pro M 203 dn (предварительно замена ролика захвата бумаги, термопленки),
3. МФУ Canon i-Sensys MF 4410 (предварительно замена редуктора),
4. Brother DCP - L 5500 DN (предварительно замена редуктора, Узел термозакрепления в сборе).
Из названия и содержания Заявки от 26.01.2023 следовало, что потребностью Заказчика был ремонт компьютерной техники. Нормативный срок исполнения данной Заявки составлял 5 рабочих дней (раздел 8 Технического задания).
Услуги были оказаны Обществом в рамках нормативного установленного контрактом срока - 01.02.2023, документы о приемке оказанных услуг были выставлены Заказчику Обществом 07.02.2023, Заказчик принял оказанные услуги 10.02.2023, что подтверждается актом о сдаче-приемке выполненных работ от 07.02.2023, и разместил в ЕИС положительную экспертизу оказанных услуг, что подтверждается экспертизой результатов исполнения контракта.
04.04.2023 от Заказчика в адрес Общества поступила Заявка от 03.04.2023 на ремонт компьютерной техники:
1. HP Laser Jet Pro M 203 dn (предварительно замена редуктора, ролик захвата бумаги, термопленки),
2. HP Laser Jet Pro M 203 dn (предварительно замена ролика захвата бумаги, термопленки),
3. МФУ Canon i-Sensys MF 4410 (предварительно замена редуктора),
4. МФУ Brother DCP - L 5500 DN (предварительно замена редуктора, Узел термозакрепления в сборе).
05.04.2023 Заказчиком в адрес Общества была продублирована Заявка от 03.04.2023 на ремонт компьютерной техники.
Из названия и содержания Заявки от 03.04.2023 следовало, что потребностью Заказчика был ремонт компьютерной техники. Нормативный срок исполнения данной Заявки составлял 5 рабочих дней (раздел 8 Технического задания).
Услуги были оказаны Обществом в рамках нормативного установленного контрактом срока, документы о приемке оказанных услуг были выставлены Заказчику Обществом 07.04.2023. Однако оказанные Обществом услуги Заказчиком не были приняты.
В обоснование своего отказа в приемке оказанных Обществом услуг Заказчик оформил Акт экспертизы оказанных услуг по контракту N20/23 от 20.04.2023.
Из содержания данного Акта экспертизы следует, что Заказчиком была проведена проверка услуг Общества за апрель 2023 г. в части их соответствия контракту. Заказчик установил (из содержания Акта экспертизы): заявки не исполнены, представитель Общества на место работ не выехал, услуги оказаны не были.
Заказчик не принял во внимание срок оказания услуг по ремонту компьютерной техники, составляющий 5 рабочих дней. Услуги Обществом были оказаны фактически, документы о приемке оказанных услуг были выставлены Заказчику Обществом 07.04.2023 и размещены в ЕИС в эту же дату.
17.04.2023 Общество получило от Заказчика Заявку на ремонт компьютерной техники (исходя из буквального ее названия).
20.04.2023 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, исх. N 1020 от 20.04.2023 (далее - Решение Заказчика).
25.04.2023, учитывая, что согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе было действующим на тот период времени. Общество частично исполнило Заявку от 17.04.2023: исполнены позиции с 1 по 9 Заявки. Позиции с 10 по 16 Заявки не могли быть исполнены Обществом, о чем Общество сообщило Заказчику 25.04.2023 в Информационном письме. Причиной, по которой Общество отказало Заказчику в исполнении позиций с 10 по 16 Заявки, является нарушение Заказчиком предмета контракта и условий его исполнения, поскольку указанные в позициях с 10 по 16 Заявки, сводятся к закупке Обществом за собственный счет картриджей и сервера.
На указанное выше Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Общество направило ответ исх. N КС-N45/04-23 от 25.04.2023, в котором просило Заказчика:
1) отменить Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, исх. N 1020 от 20.04.2023;
2) принять оказанные услуги по Заявке от 03.04.2023 и по Заявке от 17.04.2023 в связи с их фактическим оказанием Обществом;
3) подписать ранее направленные Заказчику на подписание Акты о сдаче-приемке выполненных работ.
27.04.2023 Заказчик принял решение (исх. N 1109 от 27.04.2023) об отмене своего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором подтвердил, что по состоянию на 27.04.2023 все заявки Заказчика исполнены Обществом.
15.05.2023 от Заказчика поступили 2 заявки на оказание услуг по контракту (заправка картриджей).
15.05.2023 Обществом было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. КС-N59/05-23 от 15.05.2023), право на которое предусмотрено контрактом, и в эту же дату Общество разместило свое решение в ЕИС.
При этом, Общество исполнило заявки Заказчика от 12.05.2023 и 15.05.2023. Услуги были приняты Заказчиком в полном объеме, что подтверждается Актом передачи представителю Заказчика от 19.05.2023.
25.05.2023 решение Общества вступило в законную силу. Ответ на Решение Общества Заказчик не предоставил.
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Из части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу пункта 3 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях: неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной невыборки товаров.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ установлено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Вместе с тем, Обществом в материалы дела не представлено доказательств того, что Заказчиком допущены существенные нарушения Контракта.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Исполнителя выразилась в неправомерном отказе от исполнения контракта, что лишило заказчика возможности получения услуг по ремонту средств вычислительной и организационной техники, заправке и восстановлению картриджей для оргтехники в течение всего срока, определенного Контрактом.
Следует отметить, что ЕИС содержит 4 записи о нахождении ООО "КАРТСОФТ" в реестре недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "КАРТСОФТ", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/ учредителе общества: в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "КАРТСОФТ", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 июня 2023 г. N РНП-63-125
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023