Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ИМН" (далее - Заявитель) на действия Единой Комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ильинская центральная районная больница" (далее - Аукционная комиссия), при проведении электронного аукциона на приобретение расходных материалов (марля, бинты) (изв. N 0356300085023000071),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300085023000071 ГБУЗ ПК "Ильинская ЦРБ" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на приобретение расходных материалов (марля, бинты).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.05.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 393 644,00 руб.
4) дата окончания подачи заявок - 23.05.2023 г.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 NИЭА1 заявка Заявителя (идентификационный номер заявки - 41) была отклонена Аукционной комиссией со следующим обоснованием: в п. 1 и 2 заявки участника представлены сведения о плотности бинтов, которые не соответствуют требованиям аукционной документации. В техническом задании было установлено требование "от 34,2 до 37,05 г/м2". В соответствии с п. 9.1.2 инструкции по заполнению заявок, если при описании значений показателей Заказчик использует слова "от", "до", участник закупки должен указать конкретное (одно) значение показателя, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки включительно. В заявке указано "34,2 г/м2". В п. 3 заявки участника отсутствуют конкретные сведения о добавках в полиэтиленовую пленку, в которую упакованы рулоны (в заявке указано "со скользящими (антистатическими) добавками"). В соответствии с п. 9.1.4 инструкции по заполнению заявок, если значение показателя указано в скобках, то оно является альтернативным по характеристике, указанному перед скобками значению. Участник закупки должен указать одно из предложенных Заказчиком значений.
Заявитель с решением Аукционной комиссии не согласен и обращает внимание на то, что заявка полностью соответствует требованиям извещения о проведении электронного аукциона ввиду следующего:
В описании объекта закупки (Техническое задание) в позициях N 1 и 2 Заказчиком установлено следующее требование к рулону марлевому тканному, нестерильному (бинт): "_Плотность - от 34,2 г/м2 до 37,05 г/м2 - Изготовлен в соответствии с ГОСТом 1172-93_".
Заказчиком установлено требование, что рулон марлевый тканный, нестерильный должен быть изготовлен по ГОСТу 1172-93, в котором, в свою очередь, есть требование о том, что бинты должны изготавливаться из марли в соответствии с ГОСТом 9412-21.
Кроме того, в соответствии с п. 9.1.2. инструкции по заполнению заявок, участнику необходимо указать конкретное значение плотности рулона марлевого тканного, нестерильного.
Согласно п. 3.2.5.1 ГОСТа 9412-21, поверхностная плотность отбеленной марли должна быть не менее 36 г/м2. Отрицательное отклонение по поверхностной плотности не должно превышать 5 %.
Следовательно, показатель плотности марли согласно ГОСТу 9412-21 является диапазонным значением, имеющим отрицательное отклонение - 5%, при котором минимальное значение плотности должно быть не менее 34,2 г/м2.
2. В п. 3 заявки ООО "ИМН" указало конкретные сведения о добавках в полиэтиленовую пленку, в которую упакованы бинты. Значение показателей "антистатические" и "скользящие" добавки не являются альтернативными, как указывает Заказчик, а дополняют друг друга. Участник не мог указать только одно из предложенных значений, так как это противоречило бы ГОСТу 10354-82 "Пленка полиэтиленовая. Технические условия". В разделе "Область и условия применения" данного ГОСТа указано, что "настоящий стандарт распространяется на полиэтиленовую пленку, изготовляемую методом экструзии из полиэтилена высокого давления (низкой плотности) и композиций на его основе, содержащих пигменты (красители), стабилизаторы, скользящие, антистатические и модифицирующие добавки".
Таким образом, Заявитель считает, что заявка ООО "ИМН" полностью соответствует положениям извещения и Аукционной комиссией была отклонена неправомерно.
Заказчик на доводы жалобы возражает и в предоставленных пояснениях сообщает следующее.
1. Заказчиком установлено требование о том, что рулон марлевый тканный, нестерильный должен быть изготовлен по ГОСТу 1172-93. "Плотность бинтов составляет от 34,2 до 37,05 г/м2".
В соответствии с п. 9.1.2. Инструкции по заполнению заявок, если при описании значений показателей Заказчик использует такие слова как: "менее", "более", "выше", "ниже", "св.", "свыше", "от", "до", такие знаки как: "<", ">", причем указанные слова и знаки стоят перед числовым значением, участник закупки должен указать конкретное (одно) значение показателя без использования указанных слов и знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки включительно.
Вместе с тем, в материалах заявки ООО "ИМН", в значении показателя под наименованием "плотность бинтов" указано "34,2 г/м".
2. В п. 3 требований к товару Приложения 2 к Техническому заданию, в значении показателя под наименованием "Рулоны при поставке упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТу 10354-82" указано "со скользящими (антистатическими) добавками".
Согласно п. 9.1.4 инструкции по заполнению заявки показатели товаров, при описании значений которых заказчиком использованы такие слова как: "или", "либо", знак "/" (за исключением единиц измерения), должны быть указаны конкретным (одним) значением показателя. Если значение показателя указано в скобках, то оно является альтернативным по характеристике, указанному перед скобками значению. Участник закупки должен указать одно из предложенных Заказчиком значений.
Вместе с тем, в материалах заявки ООО "ИМН", в значении показателя под наименованием "Рулоны при поставке упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТу 10354-82" указано "со скользящими (антистатическими) добавками".
Также Заказчик в письменных пояснениях сообщает, что исходя из совокупности информации, указанной в ГОСТе 10354-82, можно сделать вывод о том, что скользящие добавки и антистатические добавки, это разные добавки и при изготовлении пленки добавляется только одна добавка.
На основании указанного, Заказчик делает вывод о том, что Аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "ИМН".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Согласно пп. "а", п. 2, ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о закупках, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона о закупках Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о закупках, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
Согласно извещению, объектом вышеуказанной закупки является приобретение расходных материалов (марля, бинты).
1. В соответствии со значением параметра под наименованием "Плотность бинтов", указанном в п. 1,2,3 Приложения N 2 к Техническому заданию, к поставке требуется бинт, имеющий плотность от 34,2 до 37,05 г/м2.
В материалах заявки ООО "ИМН", в значении показателя под наименованием "плотность бинтов" указано "34,2 г/м".
Вместе с тем, в соответствии с п. 9.1.2. Инструкции по заполнению заявок, если при описании значений показателей Заказчик использует такие слова как: "менее", "более", "выше", "ниже", "св.", "свыше", "от", "до", такие знаки как: "<", ">", причем указанные слова и знаки стоят перед числовым значением, участник закупки должен указать конкретное (одно) значение показателя без использования указанных слов и знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки включительно.
2. В соответствии со значением параметра под наименованием "Рулоны при поставке упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТ 10354-82", указанном в п. 3 Приложения N 2 к Техническому заданию, рулоны при поставке должны быть упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТ 10354-82 со скользящими (антистатическими) добавками.
В материалах заявки ООО "ИМН", в значении показателя под наименованием "Рулоны при поставке упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТ 10354-82" указано "со скользящими (антистатическими) добавками".
Вместе с тем, согласно п. 9.1.4 Инструкции по заполнению заявки показатели товаров, при описании значений которых заказчиком использованы такие слова как: "или", "либо", знак "/" (за исключением единиц измерения), должны быть указаны конкретным (одним) значением показателя. Если значение показателя указано в скобках, то оно является альтернативным по характеристике, указанному перед скобками значению. Участник закупки должен указать одно из предложенных Заказчиком значений.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о том, что Аукционной Комиссией заявка ООО "ИМН" была отклонена правомерно.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. В Техническом задании и приложениях к нему, Заказчиком установлено требование о том, что рулон марлевый тканный, нестерильный должен быть изготовлен в соответствии с ГОСТом 1172-93.
В п. 1.2.1. данного ГОСТа указано, что Бинты изготовляют из медицинской отбеленной марли по ГОСТ 9412 или, по согласованию с потребителем, другой нормативно-технической документации на медицинскую марлю, рекомендованную в качестве фиксирующих элементов.
Согласно п. 3.2.5.1 ГОСТа 9412-21, поверхностная плотность отбеленной марли должна быть не менее 36 г/м2. Отрицательное отклонение по поверхностной плотности не должно превышать 5 %.
Следовательно, показатель плотности марли в соответствии с ГОСТом 9412-21 является диапазонным значением, имеющим отрицательное отклонение - 5%, при котором минимальное значение плотности должно быть не менее 34,2 г/м2.
Значения показателей плотности марли при производстве зависит от множества факторов, таких как тип используемого оборудования, влажность и т.д., В связи с чем, у участников электронного аукциона отсутствует возможность заранее установить и произвести марлю с конкретным значением плотности.
Именно с такой целью ГОСТ 9412-21 устанавливает Отрицательное отклонение по поверхностной плотности в 5%.
Таким образом, ввиду того, что указанное в п. 1,2,3 Приложения N 2 к Техническому заданию требование к плотности рулона марлевого тканного, нестерильного (бинт) противоречит положениям ГОСТа 9412-21а, в действиях Заказчика имеется правонарушение, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. Также Комиссия обращает внимание на то, что в п. 3 требований к товару Приложения 2 к Техническому заданию, в значении показателя "Рулоны при поставке упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТу 10354-82" указано следующее значение: "со скользящими (антистатическими) добавками".
Вместе с тем, как уже было отмечено ранее, в соответствии с п. 9.1.4. Инструкции по заполнению заявки, если значение показателя указано в скобках, то оно является альтернативным по характеристике, указанному перед скобками значению. Участник закупки должен указать одно из предложенных Заказчиком значений.
Таким образом, участник, учитывая положения Инструкции по заполнению заявки, в предоставляемых материалах заявки должен выбрать между "скользящими" и "антистатическими" добавками, указав лишь одно из этих значений.
Однако, в соответствии с абз. 2 п. 6 раздела "Информационные данные" ГОСТа 10354-82, настоящий стандарт распространяется на полиэтиленовую пленку, изготовляемую методом экструзии из полиэтилена высокого давления (низкой плотности) и композиций на его основе, содержащих пигменты (красители), стабилизаторы, скользящие, антистатические и модифицирующие добавки.
Согласно п. 1.2. раздела "Марки и размеры" ГОСТа 10354-82, для изготовления пленки марок М, Т, Н, СТ и СК допускается по согласованию с потребителем использование композиции со скользящими, антистатическими и до 5% модифицирующими добавками, в том числе полимерными; марок СМ, В и - до 5% модифицирующими добавками, в том числе полимерными.
Исходя из анализа указанных пунктов ГОСТа 10354-82, а также иных пунктов данного ГОСТа, Комиссия делает вывод о том, что значения "антистатические" и "скользящие" не являются взаимоисключающими, соответственно, участники в материалах свои заявок могут указать одно или несколько из предложенных значений, поскольку это соответствует ГОСТу 10354-82.
Таким образом, ввиду того, что требование в отношении значения показателя "Рулоны при поставке упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТ 10354-82" предусмотренное п. 3 требований к товару Приложения 2 к Техническому заданию, во взаимосвязи с инструкцией по заполнению заявки, противоречит положениям ГОСТа 10354-82, в действиях Заказчика имеется нарушение 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, которое привело к введению в заблуждение участником закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИМН" на действия Единой Комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ильинская центральная районная больница", при проведении электронного аукциона на приобретение расходных материалов (марля, бинты) (изв. N 0356300085023000071) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать, так как предписание по аналогичным доводам было выдано по жалобе ООО "Медпартнер. (вх. N 7840/23 от 29.05.2023).
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 июня 2023 г. N 7923/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023