Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 8013/23) МБОУ "Карагайская СОШ N1" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Ситниковой А.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на текущий ремонт сетей холодного водоснабжения на территории МБОУ "Карагайская СОШ N1" (изв. N 0356500001423000745),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001423000745 Заказчиком проводился электронный аукцион на текущий ремонт сетей холодного водоснабжения на территории МБОУ "Карагайская СОШ N1". Начальная (максимальная) цена контракта - 403 425,30 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
11.04.2022 г. между Заказчиком и ИП Ситниковой А.А. (далее - Подрядчик) заключен контракт на текущий ремонт сетей холодного водоснабжения на территории МБОУ "Карагайская СОШ N1" на сумму 293 438, 06 руб. (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 17.05.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить Текущий ремонт сетей холодного водоснабжения на территории МБОУ "Карагайская СОШ N1" (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: 24.04.2023 г.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 30.05.2023 г.
1.5. Место выполнения работ
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в том числе документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. неисполнение Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.5.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
7.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления подрядчика является 17.05.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 30.05.2023 г.
Информация об ИП Ситниковой А.А. направлена в адрес Пермского УФАС России 31.05.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта МБОУ "Карагайская СОШ N1" приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств:
В соответствии с п. 1.3. Контракта Подрядчик обязан приступить к началу выполнения работ 24.04.2023 г. По результатам осмотра проведенного МКУ "Управления инфраструктуры и ЖКХ" Карагайского муниципального округа установлено, что Подрядчик к выполнению не приступил.
В адрес Заказчика 27 апреля 2023 г было направлено письмо N 2 с просьбой уточнить информацию по проведению работ, на которое Подрядчику информацию уточнили и пояснили, что, по аукционной документации был прописан способ выполнения работ "прокол", при таком способе дополнительные работы проводить не требуется.
В соответствии с "Дорожной картой" утвержденной Министерством образования и науки Пермского края, работы по Благоустройству пришкольной территории должны начать проводится с 01.06.2023. В следствии участия МБОУ "Карагайская средняя общеобразовательная школа N1" в подпрограмме "Школьный двор" программы "Комфортный край" в 2023 году.
Срок работ по гражданско - правому договору N 10/2023 от "11" апреля 2023 г на "Текущий ремонт сетей холодного водоснабжения на территории МБОУ "Карагайская средняя общеобразовательная школа N1" строго регламентированы, при затягивании исполнения данного договора, Подрядчик по договору на Благоустройство пришкольной территории не сможет во время приступить к своим обязанностям.
На основании вышеизложенного, Заказчик 17.05.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Подрядчик в предоставленных пояснениях сообщает следующее.
С 25 апреля 2023 года ИП Ситникова А.А. произвела подготовку требуемых строительных материалов, в соответствии с техническим заданием и сметной документацией, а также в целях исполнения своих обязательств в соответствии с Контрактом, заключила договор субподряда N15/05-23/ГНП от 15.05.2023 на выполнение работ по монтажу трубопровода.
Вместе с тем, для начала производства работ, указанных в Техническом задании, Подрядчику требуется разрешительная, а также проектная и техническая документация, которую обязан предоставить Заказчик.
Однако, разрешительную и техническую документацию Заказчик ИП Ситниковой А.А. не передал, ввиду чего выполнение иных работ, указанных в приложении к Контракту под наименованием Техническое задание, по мнению ИП Ситниковой А.А, оказалось невозможным.
ИП Ситникова А.А. сообщает, что в адрес Заказчик было направлено два обращения о необходимости передачи Подрядчику вышеуказанной документации, однако, Заказчик ответ на данные обращения не предоставил.
Также ИП Ситникова А.А. сообщает, что в соответствии с земельным и гражданским Законодательством Российской Федерации, если в договоре отсутствует обязанность Подрядчика на получение разрешения на земляные работы, то данная обязанность возлагается на правообладателя земельного участка, на котором планируются земляные работы.
Таким образом, по мнению ИП Ситниковой А.А., обязанность на получение такого разрешения, возлагается на Заказчика.
Вместе с тем, ИП Ситникова А.А. сообщает, что не получала вышеуказанного разрешения для проведения земляных работ.
ИП Ситникова А.А. обращает внимание на то, что в отсутствие соответствующего разрешения на проведение земляных работ, у ИП Ситниковой А.А. отсутствовали законные основания для возможности начала осуществления работ по текущему ремонту сетей холодного водоснабжения на территории МБОУ "Карагайская СОШ N1".
Таким образом, Комиссия обращает внимание на то, что между сторонами возник спор относительно причин, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Также стоит отметить, что 01.06.2023 ИП Ситникова А.А. подала исковое заявление в Арбитражный суд Пермского края о признании незаконным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, об обязании не чинить препятствия в выполнении работ в отношении рассматриваемого Комиссией одностороннего отказа.
В соответствии с п. 3.12, "СП 407.1325800.2018. Свод правил. Земляные работы. Правила производства способом гидромеханизации", утвержденного приказом от 24 декабря 2018 г. N 853/пр Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 декабря 2018 г. N 853/пр об утверждении свода правил "земляные работы, правила производства способом гидромеханизации", земляные работы это работы с механическим, взрывным или гидромеханизированным воздействием на грунтовой массив природного или техногенного залегания (осушение, экскавация, взрывание, рыхление, перемещение, отсыпка, намыв, планировка, уплотнение, вытрамбовка, укрепление, армирование, бурение, увлажнение, обжиг, замораживание, оттаивание, мелиорация) в целях изменения его потребительских свойств и места расположения.
Согласно положениям Технического задания, работы, которые в соответствии с контрактом, обязан выполнять Подрядчик, предполагают механическое воздействие на грунтовый массив. К примеру, такими работами являются работы, указанные в п. 3 раздела 1 "демонтажные работы" Технического здания: "Разработка грунта в отвал экскаваторами импортного производства с ковшом вместимостью 0,25 м3, группа грунтов: 2".
Согласно п. 1 ст. 6.4.1. закона Пермского края от 11.03.2021 N 608-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "Об административных правонарушениях в Пермском крае", Производство земляных работ без разрешения, выдаваемого местной администрацией либо ее отраслевым (функциональным) и (или) территориальным органом, либо с нарушением срока, установленного данным разрешением, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до двух тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Также Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии со ст. 13.1.1. Решения Думы Карагайского муниципального округа от 30.09.2022 N 9/32 "Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории Карагайского муниципального округа", на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, хозяйствующим субъектам и физическим лицам проведение всех видов земляных работ (производство дорожных, строительных, аварийных и прочих работ), в том числе при капитальных ремонтах надземных и подземных инженерных коммуникаций и сооружений, при строительстве линейных объектов, на которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не требуется получение разрешения на строительство, осуществляется только с письменного разрешения (согласования), выданного в соответствии с нормативными правовыми актами администрацией округа.
Таким образом, с учетом положений Контракта и Технического задания, для выполнения предусмотренных положениями Контракта работ, требовалось получение разрешения на проведение земляных работ, при этом, из Контракта не следует, что получение указанного разрешения относилось к обязанности Подрядчика.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия обращает внимание на то, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Ситникова А.А. исполнила 25 контрактов.
Установленные Комиссией обстоятельства свидетельствуют о намерении Подрядчика исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика или об умысле ИП Ситниковой А.А., направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ИП Ситниковой А.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Ситниковой А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 июня 2023 г. N РНП-59-175
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023