Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - ВрИО заместителя руководителя управления-начальника аналитического отдела А.А. Кириллова, члены Комиссии - заместитель начальника отдела Грицай М.А., главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "НПМ" на действия аукционной комиссии заказчика - Красноярского филиала имени Героя Советского союза В.С.Молокова Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени главного маршала авиации А.А. Новикова" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона "Текущий ремонт кровли учебного корпуса N 1, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, 12", размещенного на электронной торговой площадке ООО ЭТП "АО "Сбербанк-АСТ"" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения N 0319100001623000013, установили следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "НПМ" на действия аукционной комиссии заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона "Текущий ремонт кровли учебного корпуса N 1, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, 12", номер извещения N 0319100001623000013.
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в аукционе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, аукционной комиссии заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы по существу состоялось 01.06.2023, в присутствии представителя подателя жалобы, представителя аукционной комиссии, должным образом подтвердивших свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что податель жалобы не согласен с отклонением его заявки от участия в закупке, ввиду несоответствия требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель аукционной комиссии с доводами жалобы не согласен, представил свои возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения "Текущий ремонт кровли учебного корпуса N 1, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, 12".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Так, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлены дополнительные требования к участникам закупки, предметом которой является работы по текущему ремонту зданий, сооружений (позиция 15 раздела 2 указанного постановления).
Из содержания извещения следует, что заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571, а именно:
- наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
- цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
- информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Из анализа протокола подведения итогов от 24.05.2023 Комиссией установлено, что заявка подателя жалобы была отклонена в связи с несоответствием части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно несоответствие представленных документов Постановлению Правительства N2571.
Из пояснений представителя аукционной комиссии следует, что в качестве подтверждения соответствия требованиям Постановления Правительства РФ N2571 подателем жалобы был представлен государственный контракт N32-2020 от 05.06.2020, заключенный между подателем жалобы и КГБНУ ЦИАО ССГМ на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что информация о данном государственном контракте не содержалась в "Реестре контрактов, заключенных заказчиками", размещенном в ЕИС, аукционная комиссия, руководствуясь положениями части 1 статьи 103 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой при заключении контракта с единственным поставщиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, соответствующая информация о контракте должна размещаться в ЕИС, а также положениями абзаца 9 пункта "б" Постановления Правительства РФ N2571, предусматривающими, что в случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки и предусмотренных приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе, приняла решение, что о несоответствии представленной подателем жалобы информации требованиям Постановления Правительства РФ N2571 о наличии опыта выполнения работ.
Комиссия Красноярского УФАС России не может согласиться с позицией аукционной комиссией заказчика на основании следующего.
Согласно части 1 статьи Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе), пунктами 23, 42, 44 и пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 указанной статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из указанного следует, что на заказчика возлагается обязанность по направлению информации о заключении контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в компетентный орган исполнительной власти для ее размещения в реестре контрактов.
Учитывая, что данная обязанность корреспондирует исключительно заказчику, то его контрагент не может посредством собственных действий включить информацию о заключении с ним контракта в реестр заключенных контрактов, размещённый в ЕИС.
Комиссия отмечает, что отсутствие информации о контракте в "Реестре контрактов, заключенных заказчиками" на сайте ЕИС не свидетельствует о том, что представленный подателем жалобы контракт вовсе не был заключен и не повлек за собой правовых последствий, в рассматриваемом случае, подтверждения наличия у подателя жалобы опыта выполнения работ. Комиссия отмечает, что факт отсутствия контракта в реестре контрактов не свидетельствует о том, что имеются в соответствии с абзацем 9 пункта "б" Постановления Правительства РФ N2571 противоречия между информацией, содержащейся в ЕИС и документами, представленными подателем жалобы в составе заявки.
Аукционной комиссией не было достоверно установлено, что представленный подателем жалобы контракт и документы, свидетельствующие об его исполнении, не были составлены и заключены в рамках правоотношений, возникших между подателем жалобы и КГБНУ ЦИАО ССГМ при исполнении контракта.
Комиссией Красноярского УФАС России в целях объективного и всестороннего рассмотрения жалобы был направлен запрос КГБНУ ЦИАО ССГМ о наличии заключенного между учреждением и подателем жалобы государственного контракта N32-2020 от 05.06.2020, на который был получен ответ, что данный контракт действительно был заключен с подателем жалобы и исполнен в полном объеме.
Учитывая изложенное, а также то, что при рассмотрении поданных заявок на участие в закупке аукционная комиссия должна исходить из принципа добросовестности поведения участников закупки, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях аукционной комиссии заказчика нарушения статьи 49 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "НПМ" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. С целью устранения выявленных нарушений выдать предписание заказчику о приведении протокола подведения итогов от 24.05.2023 в соответствие с результатами рассмотрения заявок.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административной ответственности в отношении должностного лица заказчика, ответственного за формирование протокола подведения итогов.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Кириллова
Члены Комиссии: М.А. Грицай
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 июня 2023 г. N 024/06/106-1515/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2023