Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления-начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, О.П. Чупрунова, главный специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Эксперт" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме ЭА-N-8068/23 "На оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда", размещенного на электронной торговой площадке ООО ЭТП "ТЭК-торг", извещение N 0119200000123007786, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Эксперт" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме ЭА-N-8068/23 "На оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда", извещение N 0119200000123007786.
Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при рассмотрении заявок участников Электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению.
В адрес заказчика, аукционной комиссии заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы по существу состоялось 06.06.2023, в отсутствии представителя подателя жалобы, в присутствии представителя аукционной комиссии, должным образом подтвердившего свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что заявка подателя жалобы была необоснованно отклонена, поскольку им представлено уведомление о включении в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, по мнению подателя жалобы, указанное уведомление является достаточным подтверждением соответствия его требованиям действующего законодательства, а требование заказчика о предоставлении в составе заявки выписки из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, является излишним.
Представитель аукционной комиссии с доводами жалобы не согласен, представил мотивированные возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме ЭА-N-8068/23 "На оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Пунктом 2 постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда" (далее - Постановление N 2332) организация считается допущенной к деятельности по проведению специализированной оценки условий труда (далее - СОУТ) с даты принятия Министерством труда и социальной защиты РФ решения о ее регистрации в реестре организаций, проводящих СОУТ (далее - реестр) или о возобновлении деятельности организации в случае, если эта деятельность ранее приостанавливалась.
На основании пункта 12 Постановления N 2332 регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ в день принятия соответствующего решения. Подтверждением допуска к осуществлению деятельности по проведению специальной оценки условий труда является запись в реестре.
Пунктом 28 Постановления N 2332 предусмотрено, что Министерством труда и социальной защиты РФ обеспечивается возможность формирования в автоматическом режиме выписки, содержащей указанные в реестре сведения (далее - выписка) на момент ее формирования, всем заинтересованным лицам без взимания платы.
С 01.01.2023 г. на выписку должен быть нанесен двухмерный штриховой код, содержащий сведения об организации, проводящей СОУТ, обеспечивающий отображение записей в отношении организации, сведения о которой содержатся в реестре, а также может быть реализовано подтверждение актуальности представленной в выписке информации.
Таким образом, из указанных норм следует, что подтверждением допуска к осуществлению деятельности по проведению специальной оценки условий труда является запись в реестре.
Из содержания извещения следует, что заявка участника закупки должна содержать выписку из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", постановлению Правительства РФ от 16.12.2021 2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда").
Изучив протокол подведения итогов, Комиссия установила, что заявка подателя жалобы подлежала отклонению на основании следующего: "В соответствии с требованиями извещения, требованиями к составу заявки установлено, что заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: выписка из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", постановлению Правительства РФ от 16.12.2021 N 2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда"). При рассмотрении комиссией по осуществлению закупок заявки на участие в закупке, а также документов и сведений об участнике аукциона, содержащихся в реестре участников аукциона, установлено, что участник не представил вышеназванный документ. Заявка участника не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, требованиям к содержанию и составу заявки на участие в закупке. Таким образом, заявка участника подлежит отклонению в соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе".
Проанализировав заявку подателя жалобы, Комиссия установила, что в ее составе вместо выписки из реестра организаций, проводящих СОУТ, представлено уведомление о включении в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Ввиду указанного, аукционная комиссия приняла обоснованное решение об отклонении заявки подателя жалобы ввиду несоответствия требованиям извещения. Таким образом, в действиях аукционной комиссии отсутствует нарушение статьи 49 Закона о контрактной системе, довод подателя жалобы является необоснованным.
Относительно довода подателя жалобы о том, что в извещении неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра, организаций, осуществляющих СОУТ, Комиссия сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Таким образом, срок для обжалования положений извещения истек.
Однако в рамках внеплановой проверки на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия считает необходимым указать на следующее.
Как ранее было отмечено, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N2332 подтверждением допуска к осуществлению деятельности по проведению специальной оценки условий труда является запись в реестре, иные документы не могут являться подтверждением такого допуска.
Более того, пунктом 11 Постановления Правительства РФ N 2332 регламентировано, что уведомление Министерства труда и социальной защиты РФ является информированием организации о принятом решении о регистрации или об отказе в регистрации организации в реестре и не подтверждает наличие права на оказание услуг СОУТ.
Таким образом, указание заказчиком требования о представлении в составе заявки участника закупки выписки из реестра организаций, осуществляющих СОУТ, соотносимо с требованиями действующего законодательства, регламентирующего проведение специальной оценки условий труда, и не нарушает положений Закона о контрактной системе.
Также Комиссией установлено, что согласно сведениям, размещенным в реестре, деятельность подателя жалобы, в качестве организации, проводящей СОУТ, приостановлена с 09.03.2022 по 01.06.2023, следовательно, на дату подачи заявки податель жалобы не мог подтвердить своего соответствия требованиям законодательства и намеренно с целью скрытия факта приостановки деятельности представило в состав заявки уведомление о включении в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, вместо выписки из реестра.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Эксперт" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 июня 2023 г. N 024/06/106-1574/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023