Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя ФГБОУ ВО КИРОВСКИЙ ГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ, по доверенности;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
26.05.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФГБОУ ВО КИРОВСКИЙ ГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Тренажер для пассивной разработки кистей рук с обратной связью) (извещение N 0340100010923000060).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком не применена позиция КТРУ, установлены избыточные требования, в том числе требование "проводной шлем (очки) виртуальной реальности", которому отвечает только один товар - "VIBRAINT RehUp", что является нарушением Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Рассмотрение жалобы назначено на 01.06.2023 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, сообщил, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Технические характеристики предмета закупки установлены с учетом специфики работы и потребностей медицинского учреждения. Предлагаемый Заявителем код позиции КТРУ "26.60.13.190-00000668", включает в себя коды КТРУ: 26.60.13.190-00000666 и 26.60.13.190-00000667, при этом первый код содержит единственную характеристику: Экзокисть - левая, второй код: Экзокисть - правая. Не мог применить предлагаемый код позиции КТРУ ввиду того, что указанная позиция каталога не содержит характеристик и описания, в полной мере удовлетворяющих потребности. Указывает, что требуется к поставке тренажер для пассивной разработки обеих кистей рук с обратной связью, то есть данное оборудование должно одинаково эффективно применяться как для левой, так и для правой кистей рук, коды КТРУ: 26.60.13.190-00000666 и 26.60.13.190-00000667 содержат запрет на указание дополнительных характеристик. В связи с отсутствием в КТРУ позиций, отвечающих потребностям, при формировании извещения применен код ОКПД2: 26.60.13.190. Основной целью применения тренажера для пассивной разработки кистей рук с обратной связью в лечебнопрофилактическом учреждении Заказчика является проведение нейрореабилитационных процедур с верхними конечностями после перенесенных инсультов и черепно-мозговых травм. Согласно Раздела II Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299 (ред. от 19.11.2021) методом лечения по программе высокотехнологичная медицинская помощь по направлению Неврологии (нейрореабилитации) является "восстановительное лечение с применением комплекса мероприятий в комбинации с виртуальной реальностью". Порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи подразумевает необходимость соблюдать метод лечения, указанный в Постановлении Правительства. Применение технологии виртуальной реальности является обязательным для лечебнопрофилактического учреждения при оказании услуг высокотехнологической медицинской помощи по направлению неврологии (нейрореабилитации). Указывает, что Заявитель в жалобе не представил доказательств того, что у него лично или у неограниченного числа участников закупки отсутствует возможность обратиться в адрес производителей товара с целью приобретения оборудования, соответствующего описанию объекта закупки, и осуществить его поставку на условиях объявленной закупки. Считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
17.05.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340100010923000060 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Тренажер для пассивной разработки кистей рук с обратной связью). Заказчиком в извещении указан код товара согласно ОКПД2 - 26.60.13.190 Оборудование для электротерапии прочее, не включенное в другие группировки. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 610 800,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 07.06.2023 года.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) в редакции от 30.05.2023 г., требуется поставить "Тренажер для пассивной разработки кистей рук с обратной связью", в том числе, со следующей характеристикой: "проводной шлем (очки) виртуальной реальности".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктом 4 Правил использования КТРУ предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 настоящих Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7 Правил использования КТРУ предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Таким образом, Заказчик вправе определить в извещении о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности.
При этом антимонопольный орган не наделен полномочиями проверять потребность Заказчика для решения возложенных на него задач.
Согласно информации из ЕИС, в КТРУ по позиции 26.60.13.190-00000668 (содержит следующее описание объекта закупки: Экзокисть - Левая, Правая), 26.60.13.190-00000667 (содержит следующее описание объекта закупки: Экзокисть - Правая), 26.60.13.190-00000666 (содержит следующее описание объекта закупки: Экзокисть - Левая), указание дополнительных характеристик запрещено на основании Постановления N 878.
Техническое задание электронного аукциона N 0340100010923000060 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, что подтверждает факт свободной продажи медицинских изделий без каких-либо ограничений.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов. Также в рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующей потребности.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребности и специфики оказания медицинской помощи, в связи с чем довод Заявителя не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия Заказчика - ФГБОУ ВО КИРОВСКИЙ ГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Тренажер для пассивной разработки кистей рук с обратной связью) (извещение N 0340100010923000060).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 1 июня 2023 г. N 043/06/106-529/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2023