Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием представителя Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд -в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" (далее - ГБУ "ДВППЭО", Заказчик) и ООО "АМА.Строй" (далее также - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "АМА.Строй" на действия государственного заказчика - ГБУ "ДВППЭО" и Единой комиссии уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд далее - Единая комиссия Управления РСО-Алания) при осуществлении закупки на выполнение работ по расчистке русла реки Фиагдон в районе Нартского сельского поселения Ардонского района РСО-Алания (открытый конкурс в электронной форме N0310200000323001418, далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
26 мая 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "АМА.Строй" на действия ГБУ "ДВППЭО" и Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Конкурса.
Заявитель сомневается в правильности начисления балов участникам рассматриваемой закупки ввиду того, что в нарушение требований Закона о контрактной системе Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе не содержит формул для расчета количества балов по установленным в Извещении о проведении Конкурса критериям оценки заявок.
Не согласившись с доводами жалобы Управление РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
05 мая 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323001418 на выполнение работ по расчистке русла реки Фиагдон в районе Нартского сельского поселения Ардонского района РСО-Алания (далее - Извещение), в том числе Техническое задание и Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Также пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N2604 при проведении конкурсов с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604.
Так в соответствии с вышеуказанными нормами Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса установлены такие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, как:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, который в свою очередь содержит такие показатели и детализирующие показатели критерия, как:
наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта.
Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: характеристика квалификации участников закупки N1 (общая цена исполненных участником закупки договоров);
Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта.
Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: характеристика квалификации участников закупки N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров).
При этом, согласно пункту 2 Положения N2604 "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением N2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу пункта 9 Положения N2604, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:
а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 9 Положения N2604 и пунктом 10 Положения N2604, - по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Законом о контрактной системе участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";
б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" подпунктом "б" пункта 9 Положения N2604, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).
Пунктом 10 Положения N2604 определено, что если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) в соответствии с Законом о контрактной системе подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
б) для подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
Также, пунктом 26 Положения N2604 установлено, что оценка заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Положения N2604 для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
При этом, подпунктами "б" и пунктом 20 Положения N2604 установлено, что если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, вопреки доводам Заявителя, содержит формулы для расчета количества балов по установленным в Извещении о проведении Конкурса критериям оценки заявок, а именно:
ОЦЕНКА ЗАЯВОК ПО КРИТЕРИЮ ОЦЕНКИ
"ЦЕНА КОНТРАКТА, СУММА ЦЕН ЕДИНИЦ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ"
Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, определяется по одной из следующих формул:
а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта и пунктом 10 настоящего Положения, - по формуле:
,
где:
- предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
- наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";
б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки (), определяется по формуле:
,
где - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).
Если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки определяется по формуле:
,
б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки определяется по формуле:
Оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов;
б) значение при применении формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 10 настоящего Положения, и значения и при применении формулы, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 настоящего Положения, указываются без знака "минус";
в) применение показателей оценки по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" не допускается.
ОЦЕНКА ЗАЯВОК ПО КРИТЕРИЮ ОЦЕНКИ "КВАЛИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ"
Характеристика квалификации участников закупки N 1 "Общая цена исполненных участником закупки договоров".
Лучшим по данному показателю является наибольшее значение общей цены исполненных договоров (контрактов) и при этом установлено предельное максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров (контрактов).
Значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывается по формуле:
Где - значение общей цены исполненных договоров (контрактов), содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке;
Где - минимальное значение общей цены исполненных договоров (контрактов), содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по критерию оценки;
Где - предельное максимальное значение общей цены исполненных договоров (контрактов), установленное заказчиком.
Характеристика квалификации участников закупки N 2 "Общее количество исполненных участником закупки договоров"
Лучшим по данному показателю является наибольшее значение общего количества исполненных контрактов (договоров) и при этом установлено предельное максимальное значение общего количества исполненных участником закупки договоров (контрактов).
Значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывается по формуле:
Где - значение общего количества исполненных договоров (контрактов), содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке;
Где - минимальное значение общего количества исполненных договоров (контрактов), содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по критерию оценки;
Где - предельное максимальное значение общего количества исполненных договоров (контрактов), установленное заказчиком.
Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Заявке на участие в закупке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер.
Таким образом Комиссия приходит к выводу о соответствии Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе требованиям статьи 32 Закона о контрактной системе и Положения N2604.
При этом комиссия считает необходимым отметить, что согласно части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Также частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе установлено, что рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Кроме того, пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Помимо изложенного, при рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что ООО "АМА.Строй" до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, согласившись с условиями Извещения о проведении Конкурса, была подана заявка, которая решением Единой комиссии Управления РСО-Алания была признана соответствующей требованиям Извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе и допущена к участию в Конкурсе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "АМА.Строй" на действия государственного заказчика - ГБУ "ДВППЭО" и уполномоченного органа - Управления РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по расчистке русла реки Фиагдон в районе Нартского сельского поселения Ардонского района РСО-Алания (открытый конкурс в электронной форме N0310200000323001418).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 2 июня 2023 г. N А126-06/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2023