Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления;
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
от заявителя - ИП Баранзаев Баяр Бадмодоржиевич не явился, к видеоконференции не подключился, уведомлен;
от заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" Скачкова Дмитрия Павловича при личном присутствии;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Горбункова Андрея Васильевича путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ИП Баранзаева Б.Б. на положения извещения о проведении закупки N 0817200000323007450 "Поставка медицинского расходного материала для проведения процедур гемодиализа" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ИП Баранзаева Б.Б. (далее- заявитель) на положения извещения о проведении закупки N 0817200000323007450 "Поставка медицинского расходного материала для проведения процедур гемодиализа".
Заявитель указывает, что по позиции 4 технического задания совокупности установленных требований к клиренсным характеристикам диализатора соответствует диализатор только одного производителя - "Витал Хелзскэя Сдн. Бхд.". Заявитель считает, что заказчику следует расширить значения клиренсных характеристик диализатора, что не ограничит потребность заказчика, а также позволит участвовать в аукционе нескольким производителям. Излишне детализированное техническое задание приводит к ограничению конкуренции согласно разъяснения ФАС России от 18 апреля 2011 г. N АК/14239.
Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили, что в заявках других участников закупки были предложены диализаторы иных производителей.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
18.05.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323007450 "Поставка медицинского расходного материала для проведения процедур гемодиализа", а также описание объекта закупки, проект контракта и др.
Согласно описанию объекта закупки к поставке требуются диализаторы для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования пяти типов.
По позиции 4 описания объекта закупки к диализатору установлены требования к материалу капилляров, площади поверхности мембраны, объему заполнения, типу стерилизации, коэффициенту ультрафильтрации, а также к клиренсным характеристикам по мочевине, креатинину, фосфатам, витамину В12.
Федеральной антимонопольной службой проведена работа по определению товарных границ рынка медицинского оборудования и рынка расходных материалов для гемодиализа на основании опроса и данных, представленных экспертами Центрального клинико-диагностического комплекса ГУ "НМХЦ имени Н.И. Пирогова" МЗ РФ, Клиники нефрологии, внутренних и профессиональных болезней имени Е.М. Тареева, Московского Центра Диализа, ГКБ имени С.П. Боткина, ГКБ N 24, ГКБ N 52, ФНЦ трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова, а также сведений, предоставленных представителями производителей, чье гемодиализное оборудование зарегистрировано в Российской Федерации. На основании проведенной работы ФАС России пришла к следующим выводам, отраженным в письме от 18.04.2011 N АК/14239 "О направлении информации" (далее - письмо ФАС России). Письмом от 30.04.2020 г. N АД/37202/20 ФАС России подтвердила актуальность разъяснений от 18.04.2011 г. N АК/14239.
Согласно п. 2.3.1. письма ФАС России от 18.04.2011 г. N АК/14239 анализ данных, представленных участниками рынка, врачебным сообществом, главными специалистами с учетом клинической практики позволяет сделать вывод о том, что основным элементом расходного материала для проведения процедуры диализа, осуществляющим функцию фильтрации крови, является диализатор, в котором происходит очищение крови от токсинов. Крепление диализатора к АИП универсально, т.е. любой диализатор можно закрепить на любом АИП. Диализаторы являются важнейшим и наиболее дорогостоящим компонентом расходного материала, эффект лечения в существенной степени зависит от характеристик диализатора и его мембраны. Диализаторы различаются по следующим показателям: материал мембраны, объем заполнения контура крови диализатора, коэффициент ультрафильтрации (КУФ), площадь поверхности мембраны, стерилизация диализатора. Таким образом, в результате анализа ФАС России установила, что при определении взаимозаменяемости диализаторов, в том числе для целей государственных закупок, допустима следующая детализация характеристик и параметров: по коэффициенту ультрафильтрации (КУФ); по материалу изготовления мембраны; по площади поверхности мембраны; по способу стерилизации; по объему заполнения.
Согласно п. 3.1 письма ФАС России детализация технических характеристик расходного материала, в т.ч. указание заказчиком в документации требований к клиренсам по мочевине, креатинину, фосфатам, витамину В12, исключает участие в закупке хозяйствующих субъектов, предлагающих продукцию других производителей. У каждого производителя диализаторов имеются указанные характеристики, но они могут отличаться в верхних и нижних значениях, тем самым несоответствие хотя бы одному параметру делает невозможным участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 1.2, 1.3 письма ФАС России по данным Росздравнадзора о продукции, зарегистрированной и допущенной к применению (АИП и расходные материалы), данным представительств производителей в Российской Федерации, а также данным иностранных компаний, установлен перечень основных участников рынка, осуществляющих поставку АИП и расходных материалов в Российскую Федерацию: Fresenius, Gambro/Hospal, Baxter, Toray Kawasumi, B. Braun , Nipro , Bellco , Nikkiso Asahi, Етропал.
Учитывая, что рынок расходных материалов для гемодиализа насчитывает только основных участников - девять производителей, Комиссия считает, что установление заказчиком требований к клиренсным характеристикам диализаторов ограничивает возможность поставки расходных материалов других производителей.
В ходе рассмотрения жалобы представителем Заказчика не были представлены медицинские исследования, рекомендации медицинского сообщества и т.п., свидетельствующие о влиянии установленных клиренсных характеристик на эффект лечения.
Таким образом, с учетом разъяснений ФАС России установление в описании объекта закупки требований к клиренсным характеристикам является нарушением требований ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2023 г. на участие в закупке было подано три заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки.
Комиссия установила, что в составе заявки N 114297170 (победитель закупки) по позиции 4 описания объекта закупки к поставке был предложен диализатор одноразовый половолоконный А-200 (Китайская Народная Республика), а также представлено регистрационное удостоверение N РЗН 2021/16193 от 30.12.2021 г. на диализатор одноразовый половолоконный, производитель "Гуангдонг Байхе Медикал Текнолоджи Ко., Лтд", Китай.
В составе заявки N 114294706 по позиции 4 описания объекта закупки к поставке был предложен диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования производства Италия, Малайзия, а также представлено регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7875 на диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, низкопоточный и высокопоточный "Витал Хелзскэя Сдн.Бхд", Малайзия и регистрационное удостоверение от 07.12.2018 г. N РЗН 2018/7875 на диализаторы SMARTFLUX половолоконные, одноразового использования, производитель "Медика С.п.А", Италия.
В составе заявки N 114272716 по позиции 4 описания объекта закупки к поставке был предложен диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования Vital V-22LF РУ РЗН 2018/7875 от 07.12.2018 г., также представлено регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7875 на диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, низкопоточный и высокопоточный "Витал Хелзскэя Сдн.Бхд", Малайзия.
Учитывая, что заявитель не подавал заявку на участие в закупке, в связи с чем его права и законные интересы не были нарушены, а в заявках участников закупки по позиции 4 описания объекта закупки были предложены диализаторы также других производителей ("Гуангдонг Байхе Медикал Текнолоджи Ко., Лтд", Китай и "Медика С.п.А", Италия.), Комиссия считает, что довод заявителя необоснован и выдавать предписание об устранении нарушения нецелесообразно.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ИП Баранзаева Б.Б. частично обоснованной;
2. признать действия заказчика при проведении аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, неправомерными;
3. предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 31 мая 2023 г. N 022/06/33-577/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2023