Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Дедова В.Г.- государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Спецобслуживание плюс" Бизиной Алены Анатольевны, Тырышкиной Олеси Сергеевны путем видеоконференции,
от заказчика - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" Александровой Инны Олеговны, Лямкиной Натальи Эдвартовны путем видеоконференции,
от уполномоченного органа - Администрации города Бийска не явились, к видеоконференции не подключились, уведомлены,
рассмотрев жалобу ООО "Спецобслуживание плюс" на положения извещения о проведении закупки N 0117300067823000082 "Оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Спецобслуживание плюс" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении закупки N 0117300067823000082 "Оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок". Ко дню рассмотрения жалобы заявителем также было подано дополнение к жалобе в части требования о приостановке подписания (заключения) контракта по закупке до принятия решения по жалобе заявителя.
Заявитель указывает, что заказчиком в описании объекта закупки не определен класс опасности отходов, содержащихся на несанкционированных свалках, не размещены паспорта на отходы, что создает неопределенность участия в закупке и исполнения условий контракта. При этом заявитель не оспаривает правомерность установления требования к участникам закупки о наличии лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Заказчиком неполно определен объект закупки учитывая выбранный заказчиком код ОКПД2. Извещением не определена сторона по контракту, являющаяся плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили, что закупка осуществляется на будущее для оказания услуг при выявлении несанкционированных свалок, класс опасности отходов на момент проведения закупки невозможно определить, поскольку еще неизвестны места свалок. Паспорта на отходы будут получены заказчиком и предоставлены исполнителю. В любом случае закупка проводится на оказание услуг по обращению с отходами IV класса.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные письменные в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
24.05.2022 г. на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0117300067823000082 "Оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок", а также описание объекта закупки, проект контракта, локальный сметный расчет N 1 и др. Максимальное значение цены контракта - 5 000 000,00 руб. Начальная (максимальная) цена единицы услуги составляет 842,77 руб. за 1 тонну.
В извещении и Описании объекта закупки на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок заказчиком указан код ОКПД2 38.21.22.000 Услуги по прочему захоронению мусора. На момент проведения закупки невозможно определить объем оказываемых услуг, что также отражено в извещении.
Согласно Описанию объекта закупки услуги должны быть оказаны в соответствии с настоящим Описанием объекта закупки и условиями Контракта, по письменному плану-заданию Заказчика, в котором указываются адрес оказания услуги и примерный объем услуги. Транспортировка отходов должна осуществляться безопасным способом для населения и окружающей среды на лицензированный полигон ТБО, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов.
Услуги должны быть оказаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001".
Согласно извещению, документу "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: наличие действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видами работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование отходов IV класса опасности. Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона данным требованиям: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с разрешенным видом деятельности: "транспортирование отходов IV класса опасности" или выписка из реестра лицензий, подтверждающая соответствие участника закупки установленным требованиям о наличии лицензии, выданная в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Согласно п.1.1.-1.4 проекта контракта Исполнитель обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно оказать на условиях Контракта услуги по ликвидации несанкционированных свалок (далее - "услуга"), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
Состав услуги определяется Описанием объекта закупки на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок (приложение N 1 к Контракту, является его неотъемлемой частью), объем устанавливается в направляемом Заказчиком плане-задании.
Место (места) оказания услуги: Российская Федерация, Алтайский край, территория муниципального образования г. Бийск (далее - "место оказания услуги").
Порядок определения объема оказываемых услуг на основании планов-заданий Заказчика: Заказчик передает Исполнителю в письменной форме план-задание, в котором указываются адрес оказания услуги и примерный объем услуги.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Изучив документацию по закупке, Комиссия приходит к выводу, что в ходе исполнения контракта будут оказываться услуги по обращению с отходами IV класса опасности, в связи с чем в извещении было установлено требование о наличии соответствующей лицензии. Учитывая специфику объекта закупки, на момент проведения закупки невозможно определить ни конкретное местонахождение свалок, ни класс отходов, т.к. в толще свалочных масс могут находиться отходы иного класса, услуги должны оказываться на основании плана-задания Заказчика. В связи с чем получение паспортов на отходы возможно только в ходе исполнения контракта. Закон о контрактной системе не содержит требований о размещении при проведении закупки документов, детализирующих описание объекта закупки, в данном случае паспортов на отходы. Довод заявителя о том, что паспорта на отходы заказчиком не будут получены носит предположительный характер.
Заказчиком в извещении был указан код ОКПД2 38.21.22.000 Услуги по прочему захоронению мусора, в связи с чем заявитель считает, что описание объекта закупки было осуществлено не в полном объеме.
Закон о контрактной системе не содержатся требования, устанавливающие обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода, согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. Определение кода ОКПД2 осуществляется Заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки. При этом заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предоставляемых услуг, что также подтверждается позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 09.06.2017 N 24-03-08/36404.
К тому же согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, заявитель вправе был подать заказчику запрос на разъяснение положений извещения, в том числе в части перечня работ, подлежащих исполнению по контракту.
Отсутствие в извещении о проведении закупки положений о стороне-плательщике платы за негативное воздействие на окружающую среду не является нарушением каких-либо положений Закона о контрактной системе. Данный вопрос относится к вопросам об исполнении требований отраслевого законодательства РФ и исполнении контракта, рассмотрение которых не относится к компетенции антимонопольного органа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "Спецобслуживнание плюс" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 6 июня 2023 г. N 022/06/42-602/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023