Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Принт Маркет" (далее - ООО "Принт Маркет", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ "ЦУС", заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Изготовление, поставка и монтаж баннера (Реестровый номер 2023.035917)" (извещение N 0352200019923000467) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - "_" (доверенность N 54 от 01.06.2023),
заявителя - "_", генерального директора общества,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4989-ЭП/23 от 01.06.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 19.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 363436,18 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 30.05.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы тремя участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 299834,53 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 114257718 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2023 электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в ней. Комиссией по осуществлению закупок также принято решение о заключении контракта с ООО "КОМПАНИЯ ГРАДЭ" (идентификационный номер заявки 114320617).
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Из жалобы следует, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка ООО "Принт Маркет" ввиду предоставления недостоверной информации о стране происхождения товара.
КУ "ЦУС" были направлены (вх. N 5158-ЭП/23 от 06.06.2023) возражения на жалобу, согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки заявителя отсутствуют.
На основании частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Объектом рассматриваемой закупки выступает изготовление, поставка и монтаж баннера.
Характеристики закупаемого товара для нужд заказчика были конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки" (приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона).
При этом в качестве наименования закупаемого товара определен непосредственно "баннер".
Из пункта 3.1 раздела III проекта государственного контракта (приложение N 4 к извещению о проведении электронного аукциона), регламентирующего порядок, сроки и условия поставки и приемки товара, следует, что поставщик самостоятельно изготавливает, доставляет и производит монтаж товара заказчику по адресу: г. Омск, ул. Тарская, д. 6., в срок до "14" июля 2023 г.(включительно).
Также пункт 2 спецификации (приложение к проекту государственного контракта) устанавливает требования к изготовлению товара.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 данной статьи.
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом 2 пункта 1.2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", являющегося приложением N 3 к извещению об осуществлении закупки.
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению.
Так, пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0352200019923000467 от 31.05.2023 указано следующее обоснование принятого комиссией по осуществлению закупок решения об отклонении заявки общества: "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). С учетом предмета закупки и в соответствии с требовании установленными извещением о проведении электронного аукциона, а именно Приложением N4 (Проект контракта) п.3.1. Поставщик самостоятельно изготавливает, доставляет и производит монтаж Товара Заказчику, так же Приложением N1 к Государственному контракту (Приложение N4 к извещению о проведении электронного аукциона) установлены требования к изготовлению. Участник, в своей заявке, указал страну происхождения товара Китай, при этом в соответствии с информацией из ЕГРЮЛ, участник, зарегистрирован на территории Российской Федерации, не имеет представительств или филиалов за пределами Российской Федерации, обладателем 100% доли уставного капитала является единственный участник (учредитель) ООО, учредителем является гражданин РФ. Что не согласуется со страной происхождения товара указанной Участником закупки".
Представленная оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 5068-ЭП/23 от 02.06.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/3379/23 от 02.06.2023) заявка с идентификационным номером 114257718 (ООО "Принт Маркет") свидетельствует о том, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки включало информацию о стране-изготовителе товара - Китае.
Кроме того, в интерактивной части заявки общества страной происхождения товара указана также Китайская Народная Республика.
Комиссия, признавая жалобу ООО "Принт Маркет" необоснованной, пришла к выводу о наличии у комиссии по осуществлению закупок оснований для отклонения заявки общества, а равно отсутствии в действиях субъекта контроля нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в связи со следующим.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров) (далее - Правила определения происхождения товаров).
Пунктом 2 раздела I "Общие положения" Правил определения происхождения товаров для целей их применения закреплены некоторые понятия:
материал - любое вещество, ингредиент, сырье, часть товара или товар, используемые или потребляемые при производстве товара или физически включенные в товар;
товар - полученный или произведенный товар, даже если он предназначен для дальнейшего использования в другой производственной операции в качестве материала;
происхождение товара - принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными данными Правилами.
Пункт 3 раздела II "Критерии определения происхождения товаров" Правил определения происхождения товаров определяет, что товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары:
1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 данных Правил;
2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 данных Правил.
Из приведенных положений Правил определения происхождения товаров можно заключить, что дефиниция "происхождение товара" определяет принадлежность товара к стране, в которой он, в том числе был произведен.
В доводах поданной жалобы заявитель указал на то, что осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, материалы, используемые при производстве товара, имеют разные страны изготовления, но непосредственное изготовление баннера обществом осуществляется в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что между сторонами, исходя из объекта закупки, по результатам ее осуществления возникнут отношения, основанные на договоре купли-продажи будущей движимой вещи.
Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (пункт 2 статьи 455 ГК РФ).
В данном случае заявителем не было учтено, что заказчиком проводилась закупка не материалов, из которых в будущем будет изготовлен товар (баннер), а непосредственно сам баннер как товар, то есть единственным и конечном объектом закупки выступает баннер.
Таким образом, страна производства материалов, которые будут использованы при производстве товара, правового значения при подаче заявки на участие в закупке не имеет.
В связи с чем для целей исполнения требований Федерального закона о контрактной системе и электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" участнику закупки при формировании своего предложения в отношении объекта закупки необходимо было указать страну происхождения товара (баннера), изготовление которого согласно условиям проекта контракта и, вопреки сведениям заявки общества, будет осуществлено именно в Российской Федерации.
Вышеуказанные обстоятельства не позволяют Комиссии сделать выводы о достоверности сведений, содержащихся в заявке ООО "Принт Маркет" на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Принт Маркет" на действия казенного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Изготовление, поставка и монтаж баннера (Реестровый номер 2023.035917)" (извещение N 0352200019923000467) .
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 июня 2023 г. N 055/06/106-659/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023