Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - врио начальника отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
членов Комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Корней К.А.,
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Некрасовой Е.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника N 1" (далее - Заказчик): Васильева А.В. (по доверенности от 06.06.2023 N 12), Еремкиной К.В. (по доверенности от 05.06.2023 N 11), Комиссарова А.Г. (по доверенности от 15.03.2023 N 3),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АЛЕРТКОМ" (далее - Заявитель): Деминой Д.И. (по доверенности от 15.01.2023),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на капитальный ремонт систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ГБУЗ "Городская детская поликлиника N1" Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Войцешека д.5 (закупка N 0338300007423000146), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на капитальный ремонт систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ГБУЗ "Городская детская поликлиника N1" Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Войцешека д.5 (далее - Работы) (закупка N 0338300007423000146) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в ЕИС 18.05.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 18 429 920,00 рублей.
01.06.2023 в Камчатское УФАС России поступила поданная 31.05.2023 через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который по мнению Заявителя в извещении о Закупке:
1) в приложении N 2 к проекту контракта - техническое задание, неправомерно установил требование о членстве участника закупки в СРО в области архитектурно-строительного проектирования,
2) неправомерно установил требование к участникам закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, поскольку объектом закупки является демонтаж и монтаж систем пожарной сигнализации и оповещения на объекте Заказчика, а не строительные работы,
3) не содержится проектная документация.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 12 части 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
1) В пункте 13 технического задания "Требования к участникам закупки" описания объекта закупки установлено, что "Участник должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования, строительства с 1 и выше уровнем ответственности".
В извещении о Закупке, электронном документе "требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" данное требование отсутствует, но установлено требование к участникам закупок "в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки: в соответствии с ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных ч.3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данное требование не применяется к участникам аукциона, указанным в ч.2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. - Наличие выписки (либо копии выписки) из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
Представитель Заказчика пояснил, что при составлении технического задания была допущена техническая ошибка в части установления требования к участнику закупки и членстве в саморегулируемой организации (далее - СРО) в области архитектурно-строительного проектирования, строительства с 1 и выше уровнем ответственности, однако в извещении о Закупке и в приложении к нему "требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" установлено надлежащее требование. Кроме того, по смыслу предстоящих работ, изложенных в техническом задании, участникам Закупки понятно, что проектная документация на выполнение Работ уже имеется, и проектирование каких - либо элементов пожарной сигнализации в ходе выполнения Работ не планируется, соответственно в последующем требование о наличии СРО по проектированию предъявлены быть не могут.
Вместе с тем, в ходе осуществления Закупки Заявитель запрос на разъяснение данного вопроса не подавал.
Таким образом, довод N 1 необоснованный.
2) В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства, это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) здание, это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Согласно пункту 21 статьи 2 Закона N 384-ФЗ система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 3 Закона N 384-ФЗ устанавливаются минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе, к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования к пожарной безопасности.
В соответствии с письмом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 06.09.2021 N 37970-ОД/08 системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминесцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные в соответствии с Законом N 384-ФЗ относятся к системам инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, и, соответственно, работы по монтажу новых и дооборудованию существующих систем инженерно-технического обеспечения могут осуществляться как при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства, так и при капитальном ремонте.
В силу частей 2, 2.1 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено данной статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Согласно извещению о Закупке предметом закупки является капитальный ремонт систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ГБУЗ "Городская детская поликлиника N1" Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Войцешека д.5, т.е. капитальный ремонт систем инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства. НМЦК установлена в размере 18 429 920,00 рублей. Следовательно, установленное Заказчиком требование к участникам закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства , не противоречит ГрК РФ, законодательству о контрактной системе.
Таким образом, довод N 2 не нашел своего подтверждения.
3) Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 данного Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с данным Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3.20 части 3 "ГОСТ Р 59639-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" рабочая документация, это совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации инженерно-технических и иных решений проектируемой системы.
Согласно пункту 5.4.1 части 5.4 ГОСТ Р 59639-2021 монтажные работы выполняют по рабочей документации на системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), содержащей сведения в текстовом и графическом форматах, обеспечивающие реализацию принятых в проектной документации технических решений, необходимых для проведения монтажных работ, обеспечения работ оборудованием, техническими средствами и материалами.
Согласно пункту 5.1.2 части 5.1 "ГОСТ Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" монтаж системы пожарной сигнализации (СПС) необходимо выполнять в соответствии с рабочей документацией на СПС.
Пунктом 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение) определено, что в целях реализации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования.
Состав и содержание технической документации, как и то, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию, определяется договором строительного подряда.
Извещение о Закупке содержит электронный документ "проектно-сметная документация".
Данный документ содержит рабочую документацию на СПС и СОУЭ, разработанную в соответствии с договором и техническим заданием на проектирование, что не противоречит требованиям ГОСТ Р 59638-2021, ГОСТ Р 59639-2021, Положению, ГрК РФ.
Таким образом, данная рабочая документация является технической документацией, определяющей объем, содержание Работ и другие предъявляемые к Работам требования, и включение данной рабочей документации в описание объекта Закупки является надлежащим исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно довод N 3 не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Л.Б. Шиханова
Члены комиссии: ____________________ К.А. Корней
_____________________ Е.А. Некрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 7 июня 2023 г. N 041/06/106-201/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023