Резолютивная часть решения объявлена 02.06.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.06.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "...";
члены Комиссии: "...";
в присутствии представителей ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" - "..." (доверенность N 19Д от 29.05.2023 г.); "..." (доверенность N 20Д от 29.05.2023 г.);
В отсутствие представителей ООО "Легион" (далее - подрядчик, участник закупки, победитель электронного аукциона, общество);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО "Легион" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания (устранение дефектов и повреждений в конструкциях, устранения несоответствий объемно-планировочного и конструктивного решений требованиям, предъявляемых для объекта), расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Топкинский, д. 81, извещение N 0134200000123000884, и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции от 2 июля 2021 года, действовавшей на момент заключения контракта (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО "Легион" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания (устранение дефектов и повреждений в конструкциях, устранения несоответствий объемно-планировочного и конструктивного решений требованиям, предъявляемых для объекта), расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Топкинский, д. 81, извещение N 0134200000123000884.
Участником закупки представлены пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что в результате проведения электронного аукциона, между победителем электронного аукциона и заказчиком был заключен контракт N ФК.2023.0884 от 07 апреля 2023 года (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту здания (устранение дефектов и повреждений в конструкциях, устранения несоответствий объемно-планировочного и конструктивного решений требованиям, предъявляемых для объекта), расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Топкинский, д. 81 (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом
Пунктом 2.2 Контракта установлена цена, которая составляет 24 842 883 рублей 04 копейки.
Пункт 3.1. Контракта устанавливает срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту: 120 календарных дней с даты передачи объекта от Заказчика Подрядчику, в соответствии с Графиком выполнения Работ. (Приложение N 6 к Контракту).
Согласно пункту 5.4.2 Контракта Подрядчик обязан в течение 7 календарных дней с даты заключения Контракта предоставить Заказчику, детализированный график выполнения работ в рамках каждого этапа (приложение N 6 к Контракту). В графике отдельно учесть работы, предусмотренные решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23.07.2020 по делу N 2-1556/2020.
Соответственно, график выполнения работ в рамках каждого этапа должны быть предоставлены Участником закупки не позднее 14 апреля 2023 года.
Тем не менее, Обществом с нарушением срока предоставлен график 19 апреля 2023 года. Заказчиком данный график не был согласован. Подрядчик был уведомлен о том, что к графику имеются замечания поскольку он не содержит разбивки по этапам. Также указано, что в график должен быть установлен общий срок выселения нанимателей с 20 мая 2023 года по 19 августа 2023 года.
Повторный график выполнения работ был направлен в адрес Заказчика 12 мая 2023 года. В данном графике, в нарушение пункта 5.4.2 Контракта, в графике отдельно не учтены работы, предусмотренные решением Кировского суда г. Иркутска от 23.07.2020 года по делу N 2 -1556/2020.
Исправленный вариант графика выполнения работ в адрес Заказчика направлен не был.
Согласно пункту 5.4.3. Контракта до начала производства работ в течение 7 календарных дней с даты подписания Контракта, Подрядчик обязан разработать Проект производства работ (ППР) и вместе с графиком выполнения работ направить его Заказчику на согласование. В ППР отдельно учесть работы, предусмотренные решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23.07.2020 по делу N 2-1556/2020.
Соответственно, Участником закупки не позднее 14 апреля 2023 года должен быть направлен проект производства работ.
Тем не менее, Общество направило его с нарушением срока 12 мая 2023 года. К тому же, в данном проекте производства работ не были учтены работы, предусмотренные решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23.07.2020 по делу N 2-1556/2020.
Согласно пункту 5.4.16 Контракта перед началом производства работ в течение 10-ти календарных дней с даты подписания Контракта, Подрядчик обязан заключить за свой счет отдельный договор на осуществление строительного контроля и представить его копию Заказчику.
Подрядчиком не исполнены обязательства, предусмотренные 5.4.16 Контракта, по заключению в течение 10-ти календарных дней с даты подписания Контракта (до 17 апреля 2023 года) отдельного договора на осуществление строительного контроля с предоставлением его копии Заказчику.
Согласно пояснениям Участника закупки, пункт 5.2.12 Контракта устанавливает, что Заказчик и Подрядчик в течение 3 трех рабочих дней со дня освобождения помещения (квартиры) составляют акт приема-передачи объекта (Приложение 7 к Контракту). В этот же срок Подрядчик обязан составить и подписать опись имущества нанимателя, остающегося в помещении (квартире) (Приложение 10 к Контракту).
Тем самым, Подрядчик поясняет, что заказчик настаивал на подписании акта приема передачи объекта и настаивал приступить к работам в заселенном доме жильцами, однако, согласно СП 48.13330.2019 "Свод правил. Организация строительства", учитывая вид работ, отсутствует право выполнять работы на несущих конструкциях по контракту в заселенном жильцами доме.
Однако, согласно пункту 5.2.10. Контракта, после предоставления Подрядчиком документов, указанных в пунктах 5.4.2, 5.4.3, в соответствии с решением министерства имущественных отношений Иркутской области о проведении капитального ремонта, но не позднее 20.04.2023, Заказчик обязан предоставить доступ к объекту для производства работ и составить акт передачи объекта.
Соответственно, акт передачи объекта и последующее освобождение помещений осуществляются только после предоставления вышеуказанных документов. Общество не предоставило необходимые документы в полном объеме, чем существенно нарушило условия исполнения Контракта.
При таких обстоятельствах, несмотря на неоднократные претензии Заказчика, направленные Подрядчику о нарушении последним условий Контракта по предоставлению документов, в отсутствие которых производство капитального ремонта невозможно, Заказчик приходит к выводу о том, что ООО "Легион" своевременно не приступило к исполнению Контракта, привело к срыву сроков проведения капитального ремонта, в том числе запланированного периода расселения жильцов.
Пунктом 9.4 Контракта установлено, что Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта предоставлено заказчику пунктом 9.8 контракта.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Заказчиком в отношении Участника закупки неоднократно направлялись претензии о необходимости предоставлении Заказчику документов, которые Подрядчик обязан направить до начала производства работ. На данные претензии участник закупки должным образом не среагировал, что повлекло за собой решение Заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
Таким образом, 15 мая 2023 года, в связи с тем, что по состоянию на эту дату Обществом надлежащим образом не исполнены обязательства по контракту, заказчиком принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ использованием в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 15 мая 2023 года и получено Обществом в тот же день.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием статьей 14 и 14.1 Федерального закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
По состоянию на 26 мая 2023 года документация по контракту не представлена в полном объеме, в связи с чем, контракт, в силу части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 26 мая 2023 года.
Однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что участником закупки надлежаще исполнены обязательства, предусмотренные контрактом в Иркутское УФАС России не представлено.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих участнику закупки исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено.
Наличие иных, не зависящих от заявителя причин, препятствовавших победителю электронного аукциона надлежащим образом исполнить свои обязательства, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, участник закупки, при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласился на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в Извещении и Документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Федерального закона N44-ФЗ.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в электронном аукционе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и не исполнением обязательств по контракту в дальнейшем.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что победитель электронного аукциона - ООО "Легион" намеренно и умышленно при исполнении условий контракта проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предприняло всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий.
Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение участника закупки, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО "Легион" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
ООО "Легион", подавая заявку на участие в закупки, согласилось с условиями документации о закупке и проектом контракта, заключило контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнить надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Исходя из вышеизложенного, сведения в отношении ООО "Легион" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Легион" (_), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года;
2. Сведения, представленные заказчиком в отношении лица, исполняющее функции единоличного исполнительного органа; учредителя (_), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "Легион" (...) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года;
3. Копии решения направить заказчику, обществу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 июня 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023