Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД" (ГАУЗ СО "ОЦ СПИД") - *,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *, присутствующей до перерыва, *,
- заявителя в лице ИП Солуданова Юрия Дмитриевича - *,
рассмотрев жалобу ИП Солуданова Юрия Дмитриевича (вх. N 11481-ЭП/23 от 26.05.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице ГАУЗ СО "ОЦ СПИД" при осуществлении электронного аукциона на поставку картриджей и расходных материалов для оргтехники (извещение N 0162200011823001002), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Солуданова Юрия Дмитриевича (вх. N 11481-ЭП/23 от 26.05.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице ГАУЗ СО "ОЦ СПИД" при осуществлении электронного аукциона на поставку картриджей и расходных материалов для оргтехники (извещение N 0162200011823001002), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя, заказчиком неправомерно применены к победителю электронного аукциона положения Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Приказ N 126н) и снижение цены контракта на 15% от цены, предложенной победителем, ввиду того, что другим участником закупки в составе своей заявке представлены недостоверные сведения о стране происхождения товара.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
10.05.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011823001002 на поставку картриджей и расходных материалов для оргтехники.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 998 433,00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащую информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 14 Закон а контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закон а контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом N 126н в соответствии с ч. 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению электронного аукциона, наименованием объекта закупки является: "Поставка картриджей и расходных материалов для оргтехники", к которому применен код позиции ОКПД 2 - 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин".
Как установлено Комиссией, товар, являющийся предметом закупки, относится к продукции, указанной в приложении N 1 к приказу N 126н.
Извещением электронного аукциона установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом N 126н.
Таким образом, при проведении указанной закупки заказчиком правомерно установлены в извещении о проведении закупки условия допуска в соответствии с Приказом N 126н.
Согласно п. 1.3. Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 1.6. Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
На основании п. 1.3. Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно п. 2 Приказа N 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 4 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, являющихся приложением к извещению установлено следующее:
4. |
Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе: |
||
Не установлено В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. |
22.05.2023 г. состоялась процедура подведения итогов, по результатам которой был составлен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2023 N ИЭА1, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии. Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе было подано 8 заявок, все 8 заявок признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении электронного аукциона.
Комиссия, проанализировав заявки участников закупки, представленных на заседание Комиссии, пришла к выводу, что заявка участника закупки с идентификационным номером N 114239671 содержат предложения к поставке товара со страной происхождения - Российская Федерация.
В соответствии с ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2023 N ИЭА1, победителем электронного аукциона признана заявка участника закупки с идентификационным номером N 114233607 (ИП Солуданов Юрий Дмитриевич) с предложением к поставке товара со странами происхождения - Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Соединенные Штаты Америки, Япония.
В качестве подтверждения своей позиции, представителем заявителя представлены следующие документы:
1. Информационное письмо от ООО "ЭйчПи Инк", включающее в себя, в том числе, следующую информацию:
"Настоящим от имени ООО "ЭйчПи Инк" (здесь и далее "HP"), информируем о том, что оригинальные картриджи HP для лазерных принтеров и МФУ в настоящее время производятся на заводах во Вьетнаме, Китае, США, Франции и Японии;
оригинальные картриджи HP для струйных принтеров и МФУ-на заводах в Китае, Малайзии, Пуэрто- Рико, Сингапуре, Ирландии, США и Чехии; большое количество моделей картриджей производится в нескольких странах.
Информация, приведенная в настоящем письме, действительна до 31/12/2020. После этой даты информация может быть изменена.";
2. Информационное письмо от ООО "ЭйчПи Инк", включающее в себя, в том числе, следующую информацию:
"Настоящим от имени 000 ЭйчПи Инк (здесь и далее "HP"), информируем о том, что оригинальные картриджи HP для лазерных принтеров и МФУ в настоящее время производятся на заводах во Вьетнаме, Китае, США, Франции и Японии; оригинальные картриджи HP для струйных принтеров и МФУ-на заводах в Китае, Малайзии, Пуэрто-Рико, Сингапуре, Ирландии, США и Чехии; большое количество моделей картриджей производится в нескольких странах.
Информация, приведенная в настоящем письме, действительна до 31/12/2021. После этой даты информация может быть изменена.";
3. Письмо от ЗАО Хьюлетт-Паккард АО Россия "О стране происхождения картриджей к принтерам и МФУ Hewlett-Packard", включающее в себя, в том числе, следующую информацию:
"Настоящим представительство компании Hewlett-Packard в России свидетельствует Вам своё уважение и информирует Вас о том, что оригинальные картриджи Hewlett-Packard для лазерных принтеров и МФУ производятся в настоящее время на заводах в Китае, США, Франции и Японии; для струйных принтеров и МФУ - в Японии, Ирландии, Сингапуре, Китае, Пуэрто-Рико, Чехии и США. Производство на территории России отсутствует."
4. Информационное письмо от Pantum International Limited Исх. N182 от 17.02.2023, включающее в себя следующую информацию:
"Настоящим письмом компания Pantum International Limited свидетельствует Вам свое уважение и настоящим сообщает, что картриджи PC-211EV, TL-420H, TL-420X, TL-5120, TL-5120H, TL-5120X производятся на территории Китая. Также сообщаем, что указанные выше модели картриджей не производятся и не производились на территории РФ.";
5. Информационное письмо от Pantum International Limited Исх. N212 от 21.04.2023, включающее в себя, в том числе, следующую информацию:
"Настоящим письмом компания Pantum International Limited свидетельствует Вам свое уважение и сообщает, что картриджи и фотобарабаны PC-211EV, DL-420, TL-420H, TL-420X, DL-5120, TL-5120, TL-5120H, TL-5120X, TL-428H, TL-428X, DO-428, TL-5126, TL-5126H, TL-5126X, DL-5126, CTL-1100C, CTL-1100M, CTL-1100Y, CTL-1100K, CTL-1100HC, CTL-1100HM, CTL-1100HY, CTL-1100HK, CTL-1100XC, CTL-1100XM, CTL-1100XY, CTL-1100XK, РС-211Р, DL-420P, TL-420HP, TL-420XP, DL-5120P, TL-5120P, TL-5120HP, TL-5120XP, производятся на территории Китая. Также сообщаем, что указанные выше модели картриджей не производятся и не производились на территории РФ.".
Ссылку заявителя на указанные письма Комиссия считает несостоятельной по следующим основаниям.
Информационные письма от ООО "ЭйчПи Инк" N 1, 2 содержат в себе указания на то обстоятельства, что информация, приведенная в данных письмам, действительна до 31/12/2020 и 31/12/2021 и после этой даты может быть изменена, следовательно, на момент рассмотрения заявок, информация, указанная в данных письмах, являлась неактуальной.
Письмо от ЗАО Хьюлетт-Паккард АО Россия не содержит не содержит ни номера, ни даты регистрации, содержание письма также не содержит указаний на временной период, из которого бы Комиссия смогла бы сделать вывод о периоде действия данного письма.
Кроме того, все вышеперечисленные письма содержат информацию о стране производства товара, когда как согласно п. 1.6. Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Так, страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными законодательными актами страны.
Указание страны производства не является указанием наименования страны происхождения товара, так как страна происхождения товара может быть иной, чем страна, в которой товар был произведен (изготовлен).
Таким образом, поскольку страна происхождения товара и страна производства товара не являются тождественными понятиями, то страна происхождения товара может отличаться от страны производства.
Также, Комиссия отмечает, что комиссия при рассмотрении заявок и при принятии решения о признании заявок соответствующими требованиям извещения, руководствуется информацией, представленных в составе заявок участников закупки, само по себе предложение к поставке товара, страной происхождения которого является - Российская Федерация, не свидетельствует о предоставлении участником закупки недостоверной информации.
При этом, согласно ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной ее позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта.
На основании вышесказанного, заслушав пояснения сторон, изучив имеющуюся информацию, Комиссия не находит в действиях Заказчика, направившего победителю, предложившему к поставке товар иностранного происхождения, проект контракта со снижением цены на 15% от предложенной участником аукциона цены нарушений положений Закона о контрактной системе
Доказательств обратного Комиссии не представлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Солуданова Юрия Дмитриевича признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГАУЗ СО "ОЦ СПИД", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ГАУЗ СО "ОЦ СПИД", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
*
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 2 июня 2023 г. N 066/06/106-1966/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2023 г. по делу N А60-46533/2023, оставленным без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2024 г. N 17АП-14874/23 настоящее решение признано недействительным в части снижения цены контракта на 15% на основании приказа Минфина РФ N126н от 04.06.2018 г. (в рамках закупки N 0162200011823001002) и отказа в выдаче предписания на устранение нарушений контрактного законодательства