рассмотрев жалобу ООО "ОГИС ТРЕЙД" (далее - Заявитель) на действия ОСФР по Краснодарскому краю при проведении электронного аукциона: "Поставка подгузников для инвалидов Краснодарского края" (извещение N 0218100003223000118) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования в "Техническом задании" установлены с нарушением п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе; в Приложении N1 "Техническое задание" проекта контракта Заказчиком неправомерно установлено требование "27 указывается вид и (или) наименование технического средства реабилитации с соответствии с графой 3 Классификации".
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с жалобой не согласен. Извещение соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.05.2023 г. Заказчиком - ОСФР по Краснодарскому краю проводился электронный аукцион: "Поставка подгузников для инвалидов Краснодарского края" (извещение N 0218100003223000118).
Начальная (максимальная) цена контракта - 205 140 825,00 руб.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение электронного аукциона содержит перечень прикрепленных документов, где в файле "Приложение N1. Техническое задание" Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие). Заказчиком установлено, что товар должен соответствовать ГОСТ Р 55082-2012 "Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия") группы малые, средние, большие, сверхбольшие для средней и тяжелой степени недержания.
Техническое задание (описание объекта закупки и условия исполнения государственного контракта)
Поставка подгузников для инвалидов Краснодарского края
N п/п |
Наименование товара, работ, услуг |
Описание объекта закупки |
1. |
Подгузники для взрослых |
Подгузники для взрослых, размер "S" (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1400 г., обратная сорбция не более 4,4г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с. |
2. |
Подгузники для взрослых |
Подгузники для взрослых размер "М" (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1800 г., обратная сорбция не более 4,4г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с. |
3. |
Подгузники для взрослых |
Подгузники для взрослых размер "L" (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2 000 г., обратная сорбция не более 4,4г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с. |
4. |
Подгузники для взрослых |
Подгузники для взрослых размер "XL" (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 2 800 г., обратная сорбция не более 4,4г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с. |
ГОСТ Р 55082-2012 "Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 55082-2012) распространяется на бумажные подгузники (далее - подгузники), предназначенные для впитывания и удерживания мочи (далее - жидкости), используемые для ухода за больными, страдающими недержанием мочи средней и тяжелой степени, лежачими больными, а также в других случаях, и устанавливает требования к их качеству.
Пунктом 5.10.2 раздела "Показатели качества подгузников" ГОСТ Р 55082-2012 установлены показатели, обеспечивающие функциональное назначение подгузников, должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2:
Наименование показателя |
Значение показателя для подгузников видов и групп |
Метод испытаний |
|||||||
|
для средней степени недержания |
для тяжелой степени недержания |
|
||||||
|
Сверхмалые, малые |
Средние |
Большие, сверх-боль-шие |
Сверхмалые |
Малые |
Средние |
Большие |
Сверх-боль-шие |
|
1 Полное влагопоглощение, г, не менее
|
1000 |
1300 |
1450 |
1200 |
1400 |
1800 |
2000 |
2800 |
По 7.3 настоящего стандарта
|
2 Сорбционная способность после центрифугирования, г, не менее
|
120 |
220 |
330 |
240 |
300 |
440 |
500 |
560 |
По 7.4 настоящего стандарта
|
3 Обратная сорбция, г, не более
|
4,4 |
По 7.5 настоящего стандарта
|
|||||||
4 Скорость впитывания, см3/с, не менее
|
2,3 |
По 7.6 настоящего стандарта |
В соответствии с п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Таким образом, отсутствие надлежащей Инструкции по заполнению заявки, которая бы разъясняла значения всех слов, используемых Заказчиком при описании объекта закупки, отсутствие разбивки по графам "Наименование показателя", "Значение показателя" делает заполнение заявки невыполнимым.
В "Описании объекта закупки" вся информация представлена в виде текста без разделения на наименования показателей и их значения.
Из инструкции однозначно не следует, каким образом участник должен понимать, что является наименованием показателя, а что значением.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств корректное заполнение заявки на участие в закупке становится затруднительным.
Таким образом, положения Инструкции не соответствуют "Описанию объекта закупки" в файле "Приложение N1. Техническое задание", что не позволяет заполнить заявку.
Извещение содержит файл "Приложение N2. Требования к содержанию", где Заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с законом и инструкция по ее заполнению:
Особенности заполнения заявки участником закупки
Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), наименовании страны происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке, несет участник закупки. Предложение участника в отношении поставляемого объекта закупки, не должно сопровождаться словами: "эквивалент", "аналог", "аналогичного типа", "должен", "должен быть", "типа", "ранее", "не шире", "не ранее", "не хуже", "хуже", "уже", "не уже", "ориентировочно", "приблизительно" (и их производные) и другими словами в случаях, описанных в настоящей инструкции по заполнению заявки. Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке показатель, более указанного значения или равный ему. Слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке показатель, менее указанного значения или равный ему. Слова "менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке показатель, менее указанного значения. Слова "более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке показатель, более указанного значения. В случае если требуемое числовое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный (-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения параметра "до". В случае если предлог "до" сопровождается словом "включительно", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный (-ые) показатель (-и) из данного диапазона, включая крайние значения параметра "до". |
В соответствии с инструкцией Заказчик требует конкретно указать значение параметров: "полное влагопоглощение, г, не менее", "обратная сорбция, г, не более", "скорость впитывания, см3/с, не менее", которые в соответствии с ГОСТ Р 55082-2012 определяются по результатам испытаний.
Таким образом, Заказчик требует указания конкретных данных всех показателей, исключает диапазонные и переменные показатели, связанные с техническим процессом изготовления:
"Объем талии/бедер", показатель должен быть конкретным включая крайнее значение (например, Заказчик требует указать: Подгузники для взрослых, размер "S" (объем талии/бедер 90 см), это противоречит сути назначения изделия, которое имеет форму, соответствующую развертке нижней части торса тела человека с дополнительным увеличением площади на запах боковых частей и регулируется застежками-липучками, т.е. в диапазоне размерного ряда/группы изделия;
"Полное влагопоглощение, г.", требуется конкретное значение (определяется только- приемо-сдаточными испытаниями на партию товара);
"Обратная сорбция, г", "Скорость впитывания, см3/с", требуется конкретное значение (определяется только-приемо-сдаточными испытаниями на партию товара)
Все значения, указанные в заявке, согласно технического задания, должны иметь документальное подтверждение Приемо-сдаточных испытаний (оформленные протоколы Приемо-сдаточных испытаний) каждой партии подгузников на соответствие техническим условиям на выпускаемую продукцию и Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 55082-2012 "Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых".
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Таки образом, Заказчиком при описании товара установлены нарушения ч. 3 ст.7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
В соответствии с п. 5) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
Заказчиком 26.05.2023 года в соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе было принято решение о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки и указано следующее:
"В соответствии с частью 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов. Заказчиком при осуществлении закупки применен типовой контракт, утвержденный Приказом Минтруда России от 11.03.2019 N 144н "Об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" (далее - Типовой контракт). В соответствии со сноской 2 к предмету типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду вводится понятие "Классификации", под которой понимается классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н (далее - Приказ N 86н). Формулировка "Указывается вид и (или) наименование технического средства реабилитации в соответствии с графой 3 Классификации", указана в соответствии со сноской 74 к типовому контракту. Обращаем внимание потенциальных участников закупки, что Приложение N 3 к проекту государственного контракта содержит ссылки на указанный выше Приказ N 86н и на наименование в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
В соответствии с Законом о контрактной системе у Заказчика отсутствует обязанность ставить сноски при формировании технического задания. Вместе с тем, Заказчик осуществляет привязку наименований позиций спецификации по КТРУ и по 86 н. Так, в Приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" в наименовании ТРУ указывается наименование по КТРУ, а в скобках наименование по 86 н, а в приложении N 4 "Проект государственного контракта" (приложение N 3) есть перекрестная ссылка между наименованием по КТРУ и 86 н.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОГИС ТРЕЙД" обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
2. Признать в действиях Заказчика - ОСФР по Краснодарскому краю нарушение ч. 3 ст.7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
3. Заказчику - ОСФР по Краснодарскому краю выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 июня 2023 г. N 023/06/42-2808/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2023