Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ТрейдФуд" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка продуктов питания (творог)" (извещение N 0818500000823004024) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком в извещении неправомерно установлены требования к закупаемой продукции.
Представителем Уполномоченного учреждения и Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Поставка продуктов питания (творог)" (извещение N 0818500000823004024).
Заказчик - ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 813 787,50 рублей.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику требуется к поставке следующий товар:
В п.3.1 Проекта Контракта указано: "Товар Заказчику поставляется с 01.07.2023 г. по 31.12.2023 г, включая выходные и праздничные дни в 6-00 утра по заявке Заказчика. Количество Товара определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявку в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявки за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается", что по мнению Заявителя его ограничивает.
Заявитель не предоставил в составе жалобы доказательства того, как данный пункт контракта ограничивает его права и права других участников закупки .
Описание объекта закупки содержит требования к поставляемым товарам, установленные в соответствии с потребностями Заказчика и согласно положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Включение извещение условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком своего заказа, исходя из потребностей.
Заказчиком в описании объекта закупки установлено требование к запасу срока годности товара:
- срок годности установленный производителем, не более 10 суток. Остаточный срок годности на момент поставки, не менее 8 суток.
Исходя из описания объекта закупки от участника закупки при заполнении заявки не требуется указание конкретного значения в отношении указанных показателей. Данные требования будут проверяться на этапе приемки товара.
Заказчиком был сделан запрос производителям продуктов питания в отношении срока годности производимых ими творога
В ответ на запрос были получены ответы от двух производителей, находящихся на территории Краснодарского края, согласно которым срок годности творога составляет 10 суток.
Согласно письму министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.10.2020 N 4/1855 заказчики самостоятельно устанавливают срок годности товаров и остаточный срок годности товара на основании данных производителей товаров, а также исходя из своих потребностей и планируемого периода потребления таких товаров, и формируют описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Товар, который предполагается к поставке, представлен на функционирующем рынке, о чем свидетельствуют коммерческие предложения потенциальных поставщиков, полученные Заказчиком на этапе подготовки закупки.
ООО "ТрейдФуд" также направил коммерческое предложение Заказчику.
В извещении не должны устанавливаться условия, которые удовлетворяют всех возможных участников. Отсутствие возможности поставки товара участником закупки не означает, что его права и законные интересы нарушены. Установление определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников аукциона. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребности Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничения числа участников закупки.
Предметом закупки является поставка товара. а не его производство, в связи с чем, поставщиком товара может быть любое лицо, в том числе и не производитель товара.
На территории региона или в непосредственной близости к нему расположены более шести предприятий, производящих такую продукцию.
Заявителем в данном случае не подтвержден факт невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям заказчика, с целью дальнейшей поставки.
Детская краевая клиническая больница является многопрофильным педиатрическим стационаром, также включающим в себя Краевой перинатальный центр. В ГБУЗ ДККБ получают лечение дети от 0 до 18 лет с различной соматической и хирургической патологией, а также женщины, страдающие осложненным течением беременности, влекущим за собой сочетанные нарушения развития плода и новорожденного; женщины с осложненным развитием плода и др.
Принимая во внимание профиль ГБУЗ ДККБ, описание объекта закупки предусматривает требования к определенному сроку годности и остаточному сроку годности на момент поставки Заказчику продукции, которая будет использоваться госпитализированными, в том числе и в натуральном виде. В этой ситуации указанные показатели являются важнейшими для обеспечения безопасности питания пациентов больницы.
Сокращение предельных сроков годности позволяет исключить либо минимизировать применение производителем пищевых добавок и консервантов.
В своей деятельности ГБУЗ ДККБ обязано руководствоваться нормами Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Заявителем не было приложено доказательств, подтверждающих невозможность поставки товара с установленными в описании объекта закупки.
Таким образом, требования, установленные в описании объекта закупки, не нарушают права Заявителя.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТрейдФуд" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823004024).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июня 2023 г. N 595/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023