рассмотрев жалобу АО "ББ ГРУП" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская больница N1 г. Новороссийска" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения" (извещение N 0318300529723000231) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования в "Описании объекта закупки" установлены с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, с доводом согласен, просит выдать предписание о внесении изменений.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.05.2023 г. Заказчиком - ГБУЗ "Городская больница N1 г. Новороссийска" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения" (извещение N 0318300529723000231).
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 999,00 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Представитель Заказчика пояснил, что с учетом потребностей ГБУЗ "Городская больница N5 г. Сочи" МЗ КК была организована закупка, в которую входит товар, содержащий различные потребительские свойства, функциональные и качественные характеристики. Описание объекта закупки составлено Заказчиком, исходя из конкретной потребности.
На основании п. 14) ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Файл "Описание объекта закупки.xlsx" содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие). Установлены характеристики в соответствии с позицией КТРУ и использованы дополнительные характеристики с обоснованием необходимости использования такой информации.
|
Наименование |
1 |
Зонд 32.50.13.110-00003274 |
2 |
Зонд 32.50.13.110-00003274 |
3 |
Зонд 32.50.13.110-00003274 |
4 |
Зонд 32.50.13.110-00003274 |
5 |
Зонд 32.50.13.110-00003274 |
6 |
Зонд 32.50.13.110-00003274 |
7 |
Зонд 32.50.13.110 |
8 |
Зонд 32.50.13.110 |
9 |
Зонд 32.50.13.110 |
10 |
Катетер для вливания в малые вены 32.50.13.110 |
11 |
Катетер для вливания в малые вены 32.50.13.110 |
12 |
Катетер аспирационный трахеальный 32.50.13.110-00005064 |
13 |
Катетер аспирационный трахеальный 32.50.13.110-00005064 |
14 |
Катетер аспирационный трахеальный 32.50.13.110-00005064 |
15 |
Катетер аспирационный трахеальный 32.50.13.110-00005064 |
16 |
Катетер для периферических сосудов 32.50.13.110-00004593 |
17 |
Катетер для периферических сосудов 32.50.13.110-00004593 |
18 |
Катетер для периферических сосудов 32.50.13.110-00004593 |
19 |
Катетер для периферических сосудов 32.50.13.110-00004593 |
20 |
Катетер для периферических сосудов 32.50.13.110-00004593 |
21 |
Катетер для периферических сосудов 32.50.13.110-00004587 |
22 |
Катетер для периферических сосудов 32.50.13.110-00004587 |
23 |
Скарификатор неавтоматический, одноразового использования 32.50.13.190-00007515 |
24 |
Набор базовый для внутривенных вливаний 32.50.13.190 |
25 |
Электрод для электрокардиографии, одноразового использования 26.60.12.140-00000013 |
26 |
Катетер уретральный для однократного дренирования 32.50.13.190-00006894 |
27 |
Катетер уретральный для однократного дренирования 32.50.13.190-00006894 |
28 |
Катетер уретральный для однократного дренирования 32.50.13.190-00006894 |
29 |
Катетер уретральный для однократного дренирования 32.50.13.190-00006894 |
30 |
Катетер уретральный для однократного дренирования 32.50.13.190-00006894 |
31 |
Катетер уретральный для однократного дренирования 32.50.13.190-00006894 |
32 |
Шприц автоматический для определения эпидурального пространства 32.50.13.110 |
33 |
Шприц общего назначения КТРУ: 32.50.13.110-00004568 |
34 |
Шприц общего назначения КТРУ: 32.50.13.110-00004568 |
35 |
Шприц общего назначения КТРУ: 32.50.13.110-00004568 |
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 12 Правил код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из содержания извещения, в том числе с учётом установленных Заказчиком кодов позиций закупаемого товара по КТРУ, следует, что в рамках закупки требуется к поставке товар с кодами в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 32.50.13.110, 32.50.13.190.
Вместе с тем, в письме Минфина России от 12.02.2020 N 24-06-07/9329 "О формировании и использовании позиций каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности при закупке пробирок для взятия образцов крови" указано, что код ОКПД 2 указывается как в коде позиции каталога, так и в справочной информации, включенной в позицию каталога, наряду с кодом номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
На основании п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным "законом". В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены ограничения (запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ) в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно не установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренное постановлением Правительства от 05.02.2015 г. N 102.
Постановлением Правительства РФ N 102 утверждены:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Согласно положений постановления Правительства N 102 при применении настоящего перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
В письме Минфина России от 27 мая 2020 г. N 24-03-07/44426 "О рассмотрении обращения" указано, что при осуществлении закупки медицинского изделия иностранного происхождения, Постановление N 102 применяется при совпадении кода ОКПД 2 и наименования вида указанного медицинского изделия с кодом ОКПД 2 и наименованием вида медицинского изделия согласно Перечню.
Заказчиком представлены пояснения в которых указано, что объект закупки по позициям 1-22 (инструменты колющие; инструменты зондирующие) имеет код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 32.50.13.110 (Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты), который включен в Перечень N1 постановления N 102, объект закупки по позициям 23, 26-31 (зонды урогенитальные; инструменты колющие) имеет код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.13.190 (Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки), который так же включен в 1 Перечень N1 постановления N 102.
Таким образом, в извещении неправомерно не установлены запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ББ ГРУП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Городская больница N1 г. Новороссийска" МЗ КК нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 3 ст. 14, п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Городская больница N1 г. Новороссийска" МЗ КК выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июня 2023 г. N 023/06/99-2851/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023