рассмотрев жалобу ИП Ермакова А.М. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Кавказская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов" (извещение N 0318300194123000065) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком заявлены избыточные требования к Исполнителю - извещение составлено с нарушениями Закона о контрактной системе, а также необоснованно объединяет оказание услуг и поставку холодильного оборудования, одноразовой и многоразовой тары для хранение (накопления) отходов в один лот, что может привести к ограничению конкуренции.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласились.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.05.2023 г. Заказчиком - ГБУЗ "Кавказская ЦРБ" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов" (извещение N 0318300194123000065).
Начальная (максимальная) цена контракта - 552 500,00 руб.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Файл "Описание объекта закупки.docx" содержит требования, установленные к функциональным, техническим характеристикам закупаемых услуг, входящих в объект закупки.
N п/п |
Наименование закупаемых товаров, входящих в объект закупки |
Товарный знак (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
Ед.изм. |
|
Показатель, ед. изм. |
Значение, установленное заказчиком |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Сбор, транспортирование, обезвреживание медицинских отходов класса Б (кроме органических операционных отходов) |
38.22.29.000 |
Характеристика мест временного хранения (накопления) отходов: контейнеры объемом 240л., - 8 шт. предоставляемые Исполнителем (п. 4.32. . СанПиН 2.1.3684-21). контейнеры 240 л являются вспомогательным оборудованием при осуществлении услуг, оказываемых Заказчику и описанных в данном разделе, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ- 44. |
соответствие |
кг |
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего рода в нормативных и правовых актах Российской Федерации: - Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", - . СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" |
соответствие |
||||
Применяемая система удаления отходов: Контейнерная ("несменяемая") - предусматривает накопление отходов в несменяемых контейнерах (сборниках), размещенных в местах временного хранения с перегрузкой отходов для их вывоза в специализированные транспортные средства. |
соответствие |
||||
Работы, связанные с обращением отходов, проводимые Исполнителем: - Сбор отходов - прием/поступление отходов в целях дальнейшего транспортирования, обезвреживания или размещения отходов; - Транспортирование отходов из мест временного хранения с перегрузкой отходов для их вывоза в специализированных транспортных средствах. Периодичность транспортирования отходов: 1 раз в 2 недели, в течение 3х дней с момента подачи заявки Заказчиком. Дополнительные сведения: в ходе оказания услуг Исполнитель должен организовать работу с соблюдением правил и норм охраны труда и обеспечить выполнение персоналом требований по технике безопасности и пожарной безопасности Сборники для накопления отходов: Исполнитель обязан предоставить Заказчику многоразовый инвентарь для временного хранения медицинских отходов по заявке заказчика после подписания контракта. (одноразовая и многоразовая тара должна соответствовать пунктам 4.11., 4.16. СанПиН 2.1.3684-21): - холодильная камера стационарная для отходов класса Б должна быть белого цвета с желтой маркировкой. Должна быть однокамерной. Агрегат холодильный должен быть снабжен автоматической системой контроля уровня напряжения в однофазных сетях переменного тока и защитного отключения нагрузки в случае падения или превышения напряжения электрической сети сверх допустимого значения. Управление должно быть механическое-электронное. Включение света должно быть автоматическим, в зависимости от освещенности внутреннего объема камеры. Объем внутреннего помещения камеры не более 11,8 м3. Высота не менее 2200 мм, ширина не менее 2560 мм, длина не менее 2640 мм, не более 2700 мм; - пакеты одноразовые желтые для отходов класса Б размером 500*700 мм в количестве 4000 шт. в месяц; - контейнеры желтые для отходов класса Б (колющие и режущие) 1,0л в количестве 75 шт; - контейнеры объемом 240л. - 8 шт. в месяц ; |
соответствие |
||||
2 |
Сбор, транспортирование, обезвреживание медицинских отходов класса Б(органические операционные отходы ) |
38.22.29.000 |
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего рода в нормативных и правовых актах Российской Федерации: - Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", . СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" |
соответствие |
кг |
Применяемая система удаления отходов: Контейнерная ("несменяемая") - предусматривает накопление отходов в несменяемых контейнерах (сборниках), размещенных в местах временного хранения с перегрузкой отходов для их вывоза в специализированные транспортные средства. |
соответствие |
||||
Работы, связанные с обращением отходов, проводимые Исполнителем: - Сбор отходов - прием/поступление отходов в целях дальнейшего транспортирования, обезвреживания или размещения отходов Транспортирование отходов из мест временного хранения с перегрузкой отходов для их вывоза в специализированных транспортных средствах. Периодичность транспортирования отходов: 1 раз в 2 недели, в течение 3х дней с момента подачи заявки Заказчиком |
соответствие |
||||
Дополнительные сведения: в ходе оказания услуг Исполнитель должен организовать работу с соблюдением правил и норм охраны труда и обеспечить выполнение персоналом требований по технике безопасности и пожарной безопасности Сборники для накопления отходов: Исполнитель обязан предоставить Заказчику многоразовый инвентарь для временного хранения медицинских отходов по заявке заказчика после подписания контракта. (одноразовая и многоразовая тара должна соответствовать пунктам 4.11., 4.16. СанПиН 2.1.3684-21: - пакеты одноразовые желтые для отходов класса Б размером 500*700 мм в количестве 200 шт. в месяц; - контейнер желтого цвета 120 л - в количестве 1 шт |
соответствие |
||||
3 |
Сбор, транспортирование, обезвреживание медицинских отходов класса В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) |
38.22.29.000 |
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего рода в нормативных и правовых актах Российской Федерации: - Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", . СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" |
соответствие |
кг |
Медицинские отходы класса "В" должны собираться в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) красного цвета или имеющую красную маркировку(одноразовая и многоразовая тара должна соответствовать пунктам 4.11., 4.16. . СанПиН 2.1.3684-21): - пакеты одноразовые красного цвета для сбора мед.отходов (размер 700/1100 мм) - не менее 50 шт. - контейнер красного цвета 240 л в количестве 1 шт |
соответствие |
||||
Работы, связанные с обращением отходов, проводимые Исполнителем: - Сбор отходов - прием/поступление отходов в целях дальнейшего транспортирования, обезвреживания или размещения отходов Транспортирование отходов из мест временного хранения с перегрузкой отходов для их вывоза в специализированных транспортных средствах. Периодичность транспортирования отходов: 1 раз в 2 недели, в течение 3х дней с момента подачи заявки Заказчиком |
соответствие |
Таким образом, Заказчик в рамках одной закупки объединяет услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" и "В", и поставку холодильного оборудования, оборотной тары и одноразовой тары (пакетов для сбора и хранения отходов класса "Б", емкостей-контейнеров для сбора острого инструментария) для накопления медицинских отходов.
Заказчиком установлен код ОКПД2 38.22.29.000 "Услуги по утилизации прочих опасных отходов".
Обращение с медицинскими отходами регулирует СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно п.163 СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
1-ый этап - сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) Фармацевтическую деятельность осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения. Именно на этом этапе Заказчику необходима одноразовая и многоразовая тара (контейнеры, пакеты, емкости и т.д.).
Медицинские отходы в медицинских организациях образуются ежедневно. Указанные товары необходимы Заказчику круглый год, каждый день. В случае перерыва между завершенным и новым государственными контрактами даже в несколько дней, Заказчику некуда будет собирать медицинские отходы. В соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 Заказчик может собирать такие отходы только в специальные емкости, контейнеры и пакеты. Если их нет, то как производить 1 этап обращения с отходами? Это потребность исключительно Заказчика.
Заказчик обязан закупать такой товар отдельно, чтобы не нарушать непрерывное функционирование собственной медицинской организации, в противном же случае это повлечет нарушение санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства РФ. В случае окончания Контракта и по какой-то причине задержки нового Контракта Заказчик не сможет собирать отходы, соответственно, не сможет вести свою деятельность, оказывать услуги населению, пациентам и т.д.
2-ой этап - перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы также осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения. На данном этапе Заказчику может потребоваться холодильное оборудование, чтобы отходы хранились до 7 дней. Но в случае отсутствия по каким-либо причинам нового Контракта, Заказчик будет вынужден вернуть холодильное оборудование по Контракту, который окончил свое действие. Тогда Заказчик не сможет не только собирать отходы, так как товары уже не поставляются, а он отдельно их не закупил, но и хранить отходы.
3-й этап - обеззараживание (обезвреживание) отходов подразумевает проведение работниками медицинской организации обеззараживания (обезвреживания) отходов для подготовки их к 4 этапу. Транспортировать медицинские отходы классов Б и В запрещено без предварительного обеззараживания (обезвреживания). На данном этапе по-прежнему принимает участие только медицинская организация.
4-й этап - транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы. Именно на этом этапе при централизованном методе утилизации медицинских отходов вступает Исполнитель. В данном случае, Заказчик использует именно централизованный метод. Исполнитель принимает у Заказчика (медицинской организации) отходы, транспортирует их к месту, где будет производится 5 этап.
5-й этап - размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов. Этот этап также осуществляется только Исполнителем при централизованном методе утилизации.
Из приведенного списка этапов в соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 и их детального рассмотрения следует, что за этапы с 1 по 3 несет ответственность исключительно Заказчик и осуществляет их самостоятельно без участия Исполнителя, но именно такими этапами предусмотрено использование товаров, которые Заказчик считает сопутствующими, однако они не связаны функционально и технологически с услугами по организации сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов, а именно такую услуг закупает Заказчик.
Все емкости, контейнеры, пакеты и холодильное оборудование необходимы Заказчику для непрерывного функционирования его организации, что делает поставку таких товаров отдельной закупкой.
СанПиН 2.1.3684-21 устанавливает, что при наличии холодильного оборудования для хранения медицинских отходов, они могут вывозиться на утилизацию 1 раз в неделю. В случае если, Исполнитель по контракту не сможет по каким-то причинам оказывать услуги или обанкротится в период действия Контракта и не сможет забирать и вывозить у Заказчика отходы для их дальнейшей утилизации, у Заказчика будет еще целая неделя для заключения контракта с единственным поставщиком, по которому услуга будет оказываться до момента одностороннего расторжения действующего Контракта, объявления новой процедуры и заключения нового Контракта. Таким образом, имея отдельно закупленные расходные материалы, пакеты, контейнеры, емкости для медицинских отходов и свое холодильное оборудование Заказчик обеспечит себе непрерывное функционирование.
Расходные материалы (одноразовые пакеты, многоразовые контейнеры, емкости и холодильное оборудование) функционально и технологически не связаны между собой.
Функциональная и технологическая связь определяется в каждом конкретном случае (позиция Минфина РФ) исходя из рода товаров и услуг, их применения, их оборота и т.д. Собирать и хранить отходы можно целую неделю, не имея при этом возможности их вывоза и утилизации. Следовательно, одно без другого может осуществляться.
Таким образом, Заказчик объединил в один лот услуги и поставку товара в электронном аукционе функционально и технологически не связанных между собой, что ограничивает Участников закупки.
Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 27.12.2022 NПИ/117065/22 где в действиях Заказчика, выразившихся в объединении в один лот технологически и функционально не связанных услуг по обращению с медицинскими отходами указанных видов деятельности с поставкой морозильного, холодильного оборудования приводит к ограничению конкуренции.
Заказчик, устанавливая поставку товарно-материальных ценностей в рамках проводимой закупки не указал ссылки на позицию КТРУ, которой соответствует товар.
- пакеты одноразовые желтые для отходов класса Б размером 500*700 мм в количестве 4000 шт. в месяц;
- контейнеры желтые для отходов класса Б (колющие и режущие) 1,0л в количестве 75 шт;
- контейнеры объемом 240л. - 8 шт. в месяц;
- пакеты одноразовые желтые для отходов класса Б размером 500*700 мм в количестве 200 шт. в месяц;
- контейнер желтого цвета 120 л - в количестве 1 шт;
- пакеты одноразовые красного цвета для сбора мед. отходов (размер 700/1100 мм) - не менее 50 шт;
- контейнер красного цвета 240 л в количестве - 1 шт.
Описание объекта закупки составлено с нарушениями требований Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Правила использования КТРУ), а именно, в Описании объекта закупки отсутствует информация о соответствующих позициях КТРУ.
В КТРУ включены следующие позиции:
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, письмом Минфина России от 13.02.2020 N 24-03-07/9746 в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.
Заказчиком в нарушение п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не использовано описание товара, включенное в соответствующие позиции КТРУ.
Описанием объекта закупки и Проектом контракта установлено требование о том, что предоставляемая Исполнителем одноразовая и многоразовая должны соответствовать пунктам 4.11, 4.16, 4.32. СанПиН 2.1.3684-21"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Однако, весь пункт 4 (в том числе п. 4.11, 4.16) СанПиН 2.1.3684-21 посвящен Признанию утратившими силу перечня нормативно-правовых актов. Пункт 4.32 в СанПиН 2.1.3684-21 отсутствует.
Из пояснений Заказчика следует, что Заказчиком будут внесены изменения с исключением недействующих пунктов СанПиНа 2.1.3684-21.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ермакова А.М. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Кавказская ЦРБ" МЗ КК нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 23, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Кавказская ЦРБ" МЗ КК выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 июня 2023 г. N 603/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023