Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "НИИ-ККБ N1 им. С.В. Очаповского" МЗ КК при проведении Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования)" (извещение N 0818500000823003965) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями, а именно: Заказчиком установлены уникальные характеристики товаров таким образом, что под совокупность установленных характеристик не подходит ни один производитель товара.
Представителями Уполномоченного учреждения и Заказчика представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласны. "Описание объекта закупки" составлено в соответствии ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования)" (извещение N 0818500000823003965).
Заказчик - ГБУЗ "НИИ-ККБ N1 им. С.В. Очаповского" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 838 759,25 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику требуется к поставке следующие товары:
N п/п |
Наименование товара, работы, услуги, входящих в объект закупки |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ** |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
|||||
1 |
Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования |
32.50.13.190/ 32.50.13.190-00007432**** |
шт |
255 |
Назначение: применяется при операциях на пищеводе, желудке, тонкой и толстой кишке, при выполнении операции низкой передней резекции прямой кишки. |
соответствие |
Наклоняющаяся после прошивания головка |
соответствие |
|||||
Тип ствола |
изогнутый |
|||||
Диаметр ствола, мм |
не менее 29 не более 30 |
|||||
Количество рядов скобочного шва, шт |
не более 2 |
|||||
Тип головки |
съемная низкопрофильная |
|||||
Прорезаемая прокладка обеспечивает тактильный и звуковой контроль при прошивании и рассечении тканей |
соответствие |
|||||
Диаметр прокладки, мм |
24,5_0,5 |
|||||
Толщина прокладки, мм |
4,3_0,1 |
|||||
Цельнолитая головка аппарата с выемками для скобок для оказания противодавления при закрытии скобок |
соответствие |
|||||
Угол наклона механизма головки после прошивания, градус |
не менее 90 |
|||||
Выемка для затягивания кисетного шва |
наличие |
|||||
Отсек для резецированной ткани |
наличие |
|||||
Пирамидальный нож |
наличие |
|||||
Внешний и внутренний предохранитель |
наличие |
|||||
Цветовая маркировка |
наличие |
|||||
Тип покрытия рукояти |
силиконовое |
|||||
Длина троакара, мм |
не менее 146 |
|||||
Шкала компрессии с маркировкой по высоте закрытой скобки |
наличие |
|||||
Высота открытой скобки, мм |
не менее 4,6 |
|||||
Высота закрытой скобки, мм |
не менее 2,0 |
|||||
Диаметр ножа, мм |
не менее 20 |
|||||
Диаметр рабочей части, мм |
не менее 29 не более 30 |
|||||
Длина ствола, мм |
не менее 180 |
|||||
Количество скобок, шт |
не менее 22 не более 24 |
|||||
Регулируемая высота закрытой скобки |
соответствие |
|||||
Материал скобок: МРТ-совместимый титан |
соответствие |
|||||
Скобки расположены в шахматном порядке |
соответствие |
|||||
Стерильно |
соответствие |
|||||
2 |
Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования |
32.50.13.190/ 32.50.13.190-00007432**** |
шт |
20 |
Диаметр рабочей части, мм |
не менее 28 не более 32 |
Диаметр встроенного лезвия, мм |
20 |
|||||
Длина изогнутого ствола, см |
19 |
|||||
Высота открытой скобки, мм |
не менее 3,6 не более 4,5 |
|||||
Ширина линии шва, мм |
не менее 3,6 не более 4,6 |
|||||
Диаметр сечения скобки, мм |
0,25 |
|||||
Диапазон высоты закрытой скобки - регулируемый, мм |
не менее 1,0 - 2,5 |
|||||
Съемная куполообразная головка со стволом насадки. |
наличие |
|||||
Механизм быстрого открытия и закрытия степлера, звукового и тактильного контроля прошивания |
наличие |
|||||
Предохранитель преждевременной активации аппарата |
наличие |
|||||
Шкала степени компрессии ткани с маркерными полосками зазора |
наличие |
|||||
Калиброванный зазор 1,5 мм |
наличие |
|||||
Количество титановых скоб в степлере, шт |
36 |
|||||
Шов трёхрядный, в шахматном порядке |
наличие |
|||||
Мини- троакар для съёмной головки |
наличие |
|||||
Атравматичный чехол для троакара |
наличие |
|||||
Длина дополнительного троакара, см |
14 |
|||||
Материал скобок из МРТ-совместимого титанового сплава |
соответствие |
|||||
Поворотная рукоятка оснащена эргономичными лепестками |
соответствие |
|||||
Длина пластиковой рукояти, см |
136 |
ООО "Ренессанс-Мед" в жалобе указывает, что указание дополнительных уникальных характеристик в "Описании объекта закупки" несет за собой ограничение круга потенциальных участников, так как ни один из представленных товаров на рынке не производит ни один производитель.
Из смысла указанных норм ст.33 Закона о контрактной системе следует, что, если указанные требования к объекту закупки не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, такие требования не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. В каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенном в Единой информационной системы в сфере закупок указан код позиции "32.50.13.190-00007432****- Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования.
Дата включения позиции в каталог 21.03.2019 г. Дата начала обязательного применения позиции каталога 01.07.2019 г.
Кроме того, в силу пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" аукциона в электронной форме установлен код КТРУ, который не содержит описание товаров в каталоге.
При этом, данные позиции раздела 2 "Описание объекта закупки" аукциона в электронной форме содержат сноску - ***
В связи с отсутствием в позиции КТРУ описания товара, работ, услуг Заказчиком в силу пункта 5 Правил использования КТРУ указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закон о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При подготовке технического задания на поставку сшивающих инструментов для операционных блоков, заказчик руководствовался техническими характеристиками, указанными в документации производителя, а именно в инструкциях на медицинские изделия и регистрационных удостоверениях к ним.
Согласно позиции 1 "Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования" должен иметь механизм регулирования высоты закрытия скобок.
Инструкция (Panther), на которую ссылается податель жалобы не содержит указание на "фиксируемая" высота закрытой скобки.
В данном случае указание данного требования не является ошибочным и не препятствовало заявителю подать заявку на участие в закупке, в том числе обратиться к заказчику с запросом на разъяснение закупочной документации.
Согласно позиции 2 Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования:
Длина пластиковой рукояти, 136;
Длина дополнительного троакара, 14;
Проведя анализ рынка аналогичных медицинских изделий, Заказчик установил, что потребностям Заказчика соответствует в том числе, степлер циркулярный одноразовый Merus.
В своем письме от 06.06.2023 исх.Nб/н ООО "Мерил Медикал" подтверждает соответствие характеристик, производимых компанией медицинских изделий характеристикам, установленным Заказчиком в разделе "Описание объекта закупки".
При описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Заказчик является медицинским учреждением, целью которого является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Заказчик на Комиссии пояснил, что данная закупка размещена Заказчиком с целью удовлетворения потребностей Заказчика в медицинском оборудовании позволяющем обеспечить бесперебойную работу оперблока, проводящего ежедневно от 200 до 300 операций, для обеспечения оптимальных результатов лечения.
Установленные в Извещении характеристики являются важными для Заказчика по технологической новизне, инновационности, по безопасности медицинского изделия. Потребительские свойства медицинского изделия представляют возможность врачу-хирургу проводить хирургическую операцию с максимальной безопасностью как для себя, так и для пациента, причинение минимального ущерба здоровью пациента, выбор в тактике проведения оперативного вмешательства за счет улучшенных преимущественных свойств оборудования.
Таким образом, описание объекта закупки сформулировано с учетом необходимости конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимыми изделиями.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в определении от 10.04.2019 N301-ЭС19-4478 по делу NА398-2827/2018 следует, что заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, определяет потребность с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных медицинских изделий для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не повлекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры.
Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей закупок, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах в данном случае заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции в сфере закупок заказчиком. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Следовательно, Заказчик вправе устанавливать такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, документацией, регламентирующей порядок проведения торгов не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 06.03.2019 N 305-ЭС19-631.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Согласно ч.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым его жалоба признана необоснованной. По мнению общества, заказчик незаконно включил в документацию о проведении электронного аукциона на поставку медикаментов требования к товару, которым соответствует лекарственный препарат конкретного производителя. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что заказчик вправе был установить требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку. Арбитражный суд округа судебные акты отменил, заявленные требования удовлетворил исходя из того, что заказчик включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства. Кроме того, документально не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать лекарственные средства этого производителя в целях поставки их для нужд заказчика. Вследствие чего суд пришел к выводу о злоупотреблении заказчиком правил размещения заказа, которое привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. С учетом указанного суд признал решение антимонопольного органа незаконным".
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки. Заявитель не представил информацию, подтверждающую, что он лишен права приобрести товар, соответствующий потребностям заказчика.
Кроме того, при осуществлении данной закупки Заказчиком получено 3 коммерческих предложения с указанием различных стран происхождения (США, Китай, Индия) соответствующих требованиям Извещения и потребностям Заказчика.
При этом, в указанных коммерческих предложениях указана информация, установленная Описанием объекта закупки.
Таким образом, факт подачи на участие в данной закупке 2 заявок, содержащих предложение к поставке товаров с установленными характеристиками и получение 3 коммерческих предложений, не может свидетельствовать о нарушении положений Закона о контрактной системе, а также об отсутствии возможности поставить товар.
Представленная Заявителем сравнительная таблица о характеристиках товаров, имеющихся в обороте на территории России, не может являться доказательством отсутствия на рынке товаров, соответствующим установленным Заказчиком характеристикам.
Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, в свою очередь, положения Закона о контрактной системе не обязывают ответчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе, и не повлекло ограничения доступа к участию в торгах добросовестных поставщиков.
На участие в закупке подано 2 заявки.
Запросов на разъяснение в адрес заказчика не поступало.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823003965).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 июня 2023 г. N 606/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023