рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия МБОУ СОШ N21 им. А.С. Пушкина МО г. Новороссийска при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе: "Реставрация фасада в рамках капитального ремонта объекта культурного наследия регионального значения "Средняя школа N 21. Здесь размещался военный госпиталь для участников советско-финляндской войны", 1935 г., 1939 г., 1954 г. по адресу: г. Новороссийск, ул. Гладкова, 3, Лит. А" (извещение N 0818500000823003732) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что извещение составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе. Порядок оценки заявок противоречит Закону о контрактной системе и Постановлению N2604.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены пояснения, с доводами жалобы не согласились.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
16.05.2023 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе: "Реставрация фасада в рамках капитального ремонта объекта культурного наследия регионального значения "Средняя школа N 21. Здесь размещался военный госпиталь для участников советско-финляндской войны", 1935 г., 1939 г., 1954 г. по адресу: г. Новороссийск, ул. Гладкова, 3, Лит. А" (извещение N 0818500000823003732). Заказчик - МБОУ СОШ N21 им. А.С. Пушкина МО г. Новороссийска.
Начальная (максимальная) цена контракта - 74 948 845,11 рублей.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов, где файл "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.docx" содержит порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:
Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60 |
- |
- |
- |
- |
оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановленим N 2604 (далее - Положение) |
2. |
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
признак N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
100
|
оценка заявок осуществляется по формуле
где: - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); |
|
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
|
1.1 |
Показатель оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" |
1.1.1. |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта
признак N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
При оценке опыта участника закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов): 1.копии исполненных контрактов (договоров) участников закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Контракты (договоры) должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (за исключением проектной документации, если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). 2. акт (акты) приемки выполненной работы, составленные при исполнении указанных договоров и подтверждающих цену выполненных работ. При этом, последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; 3. разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). |
В соответствии с п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Положения, при проведении конкурсов сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
В извещении Заказчиком установлено:
Цена контракта Значимость критерия оценки: 60.00% Порядок оценки: Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наименьшее значение критерия Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации Значимость критерия оценки: 40.00% Порядок оценки: Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наибольшее значение критерия |
В соответствии с пунктом 24 Постановления N2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч.28 Раздела V. "Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения.
Предметом закупки согласно извещению является: "Реставрация фасада в рамках капитального ремонта объекта культурного наследия регионального значения "Средняя школа N 21. Здесь размещался военный госпиталь для участников советско-финляндской войны", 1935 г., 1939 г., 1954 г. по адресу: г. Новороссийск, ул. Гладкова, 3, Лит. А".
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) сохранением объекта культурного наследия являются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Извещение содержит "Описание объекта закупки.rar", в котором размещены документы: "акт ГИКЭ-школа21.pdf", "Ведомость объемов работ N1.xls", "Ведомость объемов работ N2.xls", "Описание объекта закупки.docx".
В файле "акт ГИКЭ-школа21.pdf" содержится - "Государственная историко-культурная экспертиза проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения: "Средняя школа N 21. Здесь размещался военный госпиталь для участников советско-финляндской войны", 1935 г., 1939 г., 1954 г. по адресу: г. Новороссийск, ул. Гладкова, 3, Лит. А".
Состав проектной документации: "Проектная документация на работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения: "Средняя школа N 21. Здесь размещался военный госпиталь для участников советско-финляндской войны", 1935 г., 1939 г., 1954 г. по адресу: г. Новороссийск, ул. Гладкова, 3, Лит. А Шифр 09.21-21/2021, выполненная ООО "НПО Волгоградохранкультура", представлена экспертам на электронном носителе. В составе ТОМ 1. Книга 1. Предварительные работы Раздел 1 Исходно-разрешительная документация ИРД Раздел 2 Протокольно-документальная фотофиксация объекта Фотофиксация Раздел 3 Программа научно-исследовательских работ; План мероприятий, обеспечивающих проведение комплексных научных исследований объекта культурного наследия; Акт определения категории сложности; Акт подсчета физического объема памятника; Акт утрат первоначального облика объекта культурного наследия; Технический отчет о состоянии объекта культурного наследия народов Российской Федерации; Акт определения влияния предполагаемых к проведению видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия народов Российской Федерации; Заключение о возможности приспособления объекта культурного наследия для современного использования Раздел 4 Картограммы дефектов Раздел 5 Дефектная ведомость ТОМ 1. Книга 2. Раздел 6 Проект предмета охраны ПО ТОМ 2 Комплексные научные исследования Раздел 1 Историко-библиографические исследования КНИ.ИАИ Раздел 2 Историко-архитектурные натурные исследования (обмерные чертежи) КНИ.ОЧ Раздел 3 Инженерно-технические исследования (исследования в зондажах) КНИ. ИТИ Раздел 4 Отчет по комплексным научным исследованиям КНИ ТОМ 3 Эскизный проект Раздел 1 Пояснительная записка ПЗ Раздел 2 Архитектурные решения АР ТОМ 4 Проект Раздел 1 Пояснительная записка ПЗ Раздел 2 Архитектурные решения АР Раздел 3 Проект организации реставрации ПОР ТОМ 5 Рабочая документация В составе исходно-разрешительной документации представлены копии следующих документов: - Контракт 21- фасад на выполнение работ: Проектные (изыскательские) работы на "Реставрацию фасада объекта культурного наследия регионального значения МБОУ СОШ N 21 по адресу: г. Новороссийск, ул. Гладкова, 3, Лит. А." - Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 27.12.2019 N33/2019, выданное управлением государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Краснодарского края. - Разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N 06/2022 от 25.01.2022. - Учетная карточка памятника истории и культуры. - Приказ Министерства культуры Российской Федерации "О регистрации объекта культурного наследия регионального значения: "Средняя школа N 21. Здесь размещался военный госпиталь для участников советско-финляндской войны", 1935 г., 1939 г., 1954 г. (Краснодарский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Россий1ской Федерации" N 120464-р от 1.11.2017 г. - Приказ Администрации Краснодарского края "Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Средняя школа N 21. Здесь размещался военный госпиталь для участников советско-финляндской 7 войны", 1935 г., 1939 г., 1954 г., Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Гладкова, 3, Лит. А" от 15.01.2020 г. N 4-кн. |
В силу п. 3) ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно разделу "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" подраздела "III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показателей оценки" по детализирующему показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта признак N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров)": Заказчиком установлено требование: "К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). 2. акт (акты) приемки выполненной работы, составленные при исполнении указанных договоров и подтверждающих цену выполненных работ. При этом, последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; 3. разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)".
В соответствии с Положением ПП РФ N 2604, Заказчиком должны оцениваться контракты (договора) у Участника конкурса на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, который не соответствует пп.в) п.31 ПП РФ N2604, так как предметом закупки является объект культурного наследия.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП Тожибаев З.П. не может являться участником закупки, т.к. не состоит в реестре СРО.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МБОУ СОШ N21 им. А.С. Пушкина МО г. Новороссийска нарушение ч. 3 ст. 7, п. 3) ч. 2 ст. 31, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823003732).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 июня 2023 г. N 610/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023