Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Управления (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Камакиной Т.Н.- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя - ИП Кузнецовой Л.Н., надлежащим образом извещенной, в присутствии представителя муниципального заказчика - Администрации муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области" - Семеновой О.В. (действующая по доверенности N02/28 от 10.01.2023 года), надлежащим образом извещенной, в отсутствие представителя уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Дирекция по реализации целевых программ", надлежащим образом извещенного, на основании обращения ИП Кузнецовой Л.Н., перенаправленного из Прокуратуры Камызякского района Астраханской области исх.N205ж-2023/20120012/Нр40-23 от 12.05.2023 года, вх.N3368/23 от 22.05.2023 года и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком - Администрацией муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области" (ИНН 3005001589, адрес: 4161340, Астраханская область, г.Камызяк, ул.Тараканова,4) (далее также - Заказчик) и уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Дирекция по реализации целевых программ" (ИНН 3023006340, адрес: 416340, Астраханская область, г.Камызяк, ул.Максима Горького, 73, пом.115) при проведении следующих запросов котировок в электронной форме:
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N2 "Муссы Джалиля-Комсомольская" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000011);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "М-кр Табола-М-кр Южный" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000012);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N7 "М-кр Простоквашино-Птичий Поселок" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000002);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "М-кр Табола-М-кр Южный" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000001);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N2 "Муссы Джалиля-Комсомольская" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000003), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 22.05.2023 года поступило обращение ИП Кузнецовой Л.Н., перенаправленное из Прокуратуры Камызякского района Астраханской области исх.N205ж-2023/20120012/Нр40-23 от 12.05.2023 года, вх.N3368/23 от 22.05.2023, в котором содержится информация по вопросу осуществления муниципальных перевозок, в том числе осуществления процедуры закупки в рамках Закона о контрактной системе.
Указанное обращение было передано 23.05.2023 года из отдела финансовых рынков и рекламы в отдел контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления.
Уведомлениями NНМ/2885/23 от 23.05.2023 года, НМ/2884/23 от 23.05.2023 года, NНМ/2891/23 от 23.05.2023 года принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика и Уполномоченного органа на предмет соблюдения ими требований Закона о контрактной системе при проведении следующих запросов котировок в электронной форме:
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N2 "Муссы Джалиля-Комсомольская" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000011);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "М-кр Табола-М-кр Южный" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000012);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N7 "М-кр Простоквашино-Птичий Поселок" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000002);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "М-кр Табола-М-кр Южный" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000001);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N2 "Муссы Джалиля-Комсомольская" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000003).
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 29.05.2023 в 14 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 510.
В указанное время проведение внеплановой проверки началось в составе:
председателя комиссии:
Камакиной Т.Н.- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя - ИП Кузнецовой Л.Н., надлежащим образом извещенной, в присутствии представителя муниципального заказчика -Администрации муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области" - Семеновой О.В. (действующая по доверенности N02/28 от 10.01.2023 года), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителя уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Дирекция по реализации целевых программ" - Кузнецова В.М. (действующий по доверенности Nб/н от 18.05.2023 года), надлежащим образом извещенного.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией объявлялся перерыв до 10:00 31.05.2023. После перерыва Комиссия продолжила проведение внеплановой проверки в составе:
председателя комиссии:
Камакиной Т.Н.- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя - ИП Кузнецовой Л.Н., надлежащим образом извещенной, в присутствии представителя муниципального заказчика - Администрации муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области" - Семеновой О.В. (действующая по доверенности N02/28 от 10.01.2023 года), надлежащим образом извещенной, в отсутствие представителя уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Дирекция по реализации целевых программ", надлежащим образом извещенного.
В ходе проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
1.Из обращения ИП Кузнецовой Л.Н. следует, что вопреки требованиям части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Заказчиком при проведении закупок на право заключить контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, не определено назначение и размеры субсидий, которые будут предоставляться подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ и муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ.
25.01.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N2 "Муссы Джалиля-Комсомольская" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (номер извещения: 0825300005523000003) (далее также - Извещение).
Заказчиком запроса котировок является Администрация муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 0, 01 рублей.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - 220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Частью 2 статьи 14 N220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством:
1) заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона;
2) заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предусматривающих использование транспортных средств городского наземного электрического транспорта (трамваев, троллейбусов), автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов), для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа и эксплуатацию объектов, технологически обеспечивающих их движение, - в случае, если это предусмотрено документом планирования регулярных перевозок или региональным комплексным планом транспортного обслуживания населения.
Согласно части 3 статьи 14 N220-ФЗ предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
В соответствии с частью 5 статьи 14 N220-ФЗ документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:
1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;
2) назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ;
3) порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.
То есть, установление положений, предусмотренных частью 5 статьи 14 N220-ФЗ, является не обязанностью Заказчика, а лишь его правом, и в случае, предусмотренном пунктом 2 вышеуказанной статьи, только если такая субсидия вообще была установлена нормативными правовыми актами.
Частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию и документы, предусмотренные ч. 1 и 2 названной статьи.
По закупке (номер извещения: 0825300005523000003) Заказчиком в ЕИС размещен файл "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта", в котором указано, что в соответствии с муниципальной программой "Комплексное благоустройство территории муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области", утвержденной постановлением муниципального образования "Камызякский район" от 11.11.2022 N 158, расходование бюджетных средств по контракту не производится.
Поскольку в рамках данной закупки предоставление субсидии не производится, то Заказчиком в Извещении не установлено как назначение, так и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с частью 5 статьи 14 N220-ФЗ.
Комиссия также отмечает, что Уполномоченным органом размещены аналогичные по предмету извещения о проведении запросов котировок в электронной форме на право заключить муниципальные контракты выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам:
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N2 "Муссы Джалиля-Комсомольская" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000011);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "М-кр Табола-М-кр Южный" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000012);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N7 "М-кр Простоквашино-Птичий Поселок" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000002);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "М-кр Табола-М-кр Южный" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000001).
Заказчиком вышеуказанных запросов котировок также является Администрация муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области".
В перечисленных запросах котировок Заказчиком также в файле "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" указано, что субсидия не предоставляется, в следствие чего, довод Заявителя не нашел свое подтверждение.
2.В своем обращении Заявитель указывает на нарушение Заказчиком порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 указанной статьи, с учетом части 4 указанной статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 названной статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, вопросы правильности расчета начальной (максимальной) цены контракта не относятся к компетенции антимонопольного органа, как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
3.В своем обращении ИП Кузнецова Л.Н. указывает, что по Постановлению АМО "Камызякский муниципальный район Астраханской области" от 09.02.2022 N105 "О предельном максимальном тарифе на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам в муниципальном образовании "Город Камызяк" установлен тариф в размере 27 рублей. При этом, Заявителю не ясно, на основании чего исполнительным органом муниципального образования был установлен именно такой размер тарифа, не приводятся расчеты данного тарифа.
Комиссия Управления отмечает, что в рамках внеплановой проверки по Закону о контрактной системе не осуществляется проверка порядка формирования тарифа на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
При этом законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность размещения Заказчиком или Уполномоченным органом в ЕИС расчета размера тарифа.
4. Из обращения ИП Кузнецовой Л.Н. следует, что размещенные Заказчиком проекты муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам (номера извещений: 0825300005523000003, 0825300005523000011, 0825300005523000012, 0825300005523000002, 0825300005523000001), не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 19 августа 2022 г. N 1445 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд".
Комиссия Управления соглашается с данным доводом Заявителя по следующим основаниям.
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2022 г. N 1445 утверждении типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее также - Постановление N1445).
Частью 2 Постановления N1445 установлено, что подрядчик обязан обеспечить сбора платы за проезд пассажиров и провоз багажа при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам (далее - проезд пассажиров и провоз багажа) в отношении каждого маршрута таких перевозок раздельно (далее - маршрут):
кондукторами подрядчика (вариант 1);
водителями подрядчика (вариант 2);
кондукторами подрядчика в период времени суток, установленный контрактом, и водителями подрядчика в период времени суток, установленный контрактом (вариант 3);
без участия работников подрядчика с применением установленного в транспортных средствах оборудования для оплаты проезда пассажиров и провоза багажа (вариант 4).
В силу части 20 Постановления N1445 обязанностью заказчика является уведомлять подрядчика об известных заказчику плановых ограничениях или о прекращении движения транспортных средств по отдельным участкам улично-дорожной сети в установленный контрактом срок.
При этом, положения, предусмотренные частью 2, частью 20 Постановления N1445, Заказчиком в проектах муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам (номера извещений: 0825300005523000003, 0825300005523000011, 0825300005523000012, 0825300005523000002, 0825300005523000001), не установлены.
Данные действия Заказчика нарушают требования части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
5.В своем обращении ИП Кузнецова Л.Н. указывает, что по закупкам (номера извещений: 0825300005523000003, 0825300005523000011, 0825300005523000012, 0825300005523000002, 0825300005523000001) Заказчиком не установлены требования к участникам закупок о наличии оборудования ЭРА-ГЛОНАСС.
25.01.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "М-кр Табола-М-кр Южный" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (номер извещения: 0825300005523000001) (далее также - Извещение).
Заказчиком запроса котировок является Администрация муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 0, 01 рублей.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает такие единые требования к участникам закупки как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В пункте 1.12 файла "Требования к содержанию и составу заявки" установлено, что документами, подтверждающими соответствие участника закупки требования, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, является копия действующей лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами".
В соответствии с подпунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации, органов федеральной фельдъегерской связи, таможенных органов Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (за исключением использования автобусов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях осуществления приносящей доход деятельности), а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
Порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами регламентируется Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N1616 (далее - Постановление N 1616).
В силу подпункта "д" пункта 8 Постановления N1616 лицензиат обязан выполнять такое лицензионное требование как допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Таким образом, лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами предусматривает в себе наличие у лицензиата автобусов с аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Поскольку требование о наличии автобусов с аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS уже содержится в самой лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, то требование о наличии такой лицензии к участникам закупки подразумевает, соответственно, и наличие автобусов с необходимой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, что и было установлено в закупке (номер извещения: 0825300005523000001).
В следствие чего, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не нашел свое подтверждение.
Кроме того, Комиссия отмечает, что аналогичное требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами установлено Заказчиком и Уполномоченным органом по закупкам (0825300005523000003, 0825300005523000011, 0825300005523000012, 0825300005523000002).
6. В ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
17.03.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N2 "Муссы Джалиля-Комсомольская" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (номер извещения: 0825300005523000011) (далее также - Извещение).
Заказчиком запроса котировок является Администрация муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 0, 01 рублей.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает такие единые требования к участникам закупки как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В Извещении установлены требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Однако содержание этих требований, указание на то, какие именно требования установлены, в Извещении отсутствует.
При этом в файле "Извещение о закупке N2" указано, что требования к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе не установлены.
В тоже время в пункте 1.12 файла "Приложение N3" установлено, что документами, подтверждающими соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, является действующая лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Таким образом, действия Заказчика и Уполномоченного органа, выразившиеся в установлении в Извещении требований к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, не указании содержания таких требований в извещении, а также в одновременном размещении вместе с Извещением файла "Извещение о закупке N2", в котором указано на отсутствие требований к участникам закупки по п.1 ч.1 ст.31, нарушают п.12 ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.31, ч.5 ст.31, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "М-кр Табола-М-кр Южный" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000012).
Поскольку по результатам проведенных запросов котировок (номера извещений: 0825300005523000003, 0825300005523000011, 0825300005523000012, 0825300005523000002, 0825300005523000001) между Заказчиком и победителями таких закупок заключены муниципальные контракты, то основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушения у Комиссии Управления, отсутствуют.
Основываясь на изложенном, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать муниципального заказчика - Администрацию муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области" и уполномоченный орган - Муниципальное казенное учреждение "Дирекция по реализации целевых программ" нарушившими требования части 11 статьи 34, .пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, ч.3 ст.7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении следующих запросов котировок в электронной форме:
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N2 "Муссы Джалиля-Комсомольская" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000011);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "М-кр Табола-М-кр Южный" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000012);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N7 "М-кр Простоквашино-Птичий Поселок" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000002);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "М-кр Табола-М-кр Южный" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000001);
- на право заключить контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N2 "Муссы Джалиля-Комсомольская" в границах муниципального образования "Городское поселение город Камызяк Камызякского муниципального района Астраханской области " (реестровый номер извещения: 0825300005523000003).
2. Предписание не выдавать.
3.Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения обращения Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей внеплановой проверки, в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Камакина Т.Н.
Члены Комиссии Балтыкова Е.М.
Родина К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 31 мая 2023 г. N 030/06/99-545/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2023