Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Камакиной Т.Н..- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Савир", в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" Песчастской В.А. (доверенность от 12.05.2023 б/н), Козловой Е.Н. (доверенность от 01.06.2023 N06-06/1693) и в присутствии представителя уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Бурмистровой Д.Н. (доверенность от 14.03.2023 N01-06-52), рассмотрев жалобу ООО "Савир" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница", уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0825500000723002206), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 01.06.2023 поступила жалоба ООО "Савир" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" (далее - Заказчик), уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0825500000723002206) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 01.06.2023 NНМ/3121/23 рассмотрение жалобы было назначено на 05.06.2023 на 10 час.30 мин.
В указанный срок жалобу рассматривала Комиссия в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н..- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Савир", в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" Песчастской В.А. (доверенность от 12.05.2023 б/н), Козловой Е.Н. (доверенность от 01.06.2023 N06-06/1693) и в присутствии представителя уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Бурмистровой Д.Н. (доверенность от 14.03.2023 N01-06-52).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. 06.06.2023. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н..- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Савир", в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" Песчастской В.А. (доверенность от 12.05.2023 б/н), Козловой Е.Н. (доверенность от 01.06.2023 N06-06/1693) и в присутствии представителя уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Бурмистровой Д.Н. (доверенность от 14.03.2023 N01-06-52).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 07.06.2023. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н..- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Савир", в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" Песчастской В.А. (доверенность от 12.05.2023 б/н), Козловой Е.Н. (доверенность от 01.06.2023 N06-06/1693) и в присутствии представителя уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Бурмистровой Д.Н. (доверенность от 14.03.2023 N01-06-52).
Комиссией ранее, 07.06.2023, была рассмотрена жалоба индивидуального предпринимателя Илясова В.С. на действия Заказчика при проведении электронного конкурса, а также проведена внеплановая проверка и принято соответствующее решение N030/06/42-566/2023, в котором указано следующее:
"27.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение).
26.05.2023 Заказчиком в внесены изменения в Извещение (данная редакция является предметом проверки).
Заявитель указывает на то, что Заказчиком нарушены требования к описанию объекта закупки, а также на то, что установленные дополнительные характеристики не обоснованы надлежащим образом и не подтверждают безусловную потребность Заказчика.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в т.ч. следующую информацию - наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п. 10 Правил, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик при описании объекта закупки применял информацию, размещенную в Каталоге товаров, работ, услуг:
- поз. N4.1.1.: 20.20.14.000-00000002 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - гель;
- поз. N4.2.1., 4.3.1., 4.4.1.: 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - жидкость;
- поз. N4.5.1., 4.6.1.: 20.20.14.000-00000007 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - салфетки;
- поз. N 4.7.1.: 20.20.14.000-00000004 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - гранулы.
Позиции КТРУ, соответствующие указанным кодам, содержат одну характеристику товара "форма выпуска".
В качестве требований к поставляемому товару Заказчиком установлены дополнительные требования к товару, не включенные в позиции КТРУ, в том числе: функциональное назначение, состав, свойства, режим применения дезинфицирующего средства и др.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом Заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Исходя из подпункта, а пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В файле "описание объекта закупки" содержится обоснование установления Заказчиком каждой дополнительной характеристики.
Дополнительно Комиссия Управления обращает внимание, что действующее законодательство РФ не предусматривает каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Аналогичный вывод содержится в Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2020 г. N Ф04-2017/20 по делу N А46-12288/2019. Определением Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. N 304-ЭС20-14279 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2020 г. N Ф04-2017/20 по делу NA46-12288/2019 оставлено без изменений.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления, что Заказчиком в полной мере исполнены требования Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обсечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации.
В своей жалобе заявитель указывает, что "Все указанные Заказчиком и обжалуемые Заявителем параметры дезинфицирующих средств по всему техническому заданию противоречат действующему законодательству и служат одной цели - ограничению конкуренции". В свою очередь, Заявитель не представил доказательства того, что действия заказчика, уполномоченного органа, препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, и такие действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также доказательства, свидетельствующие о безосновательности установления заказчиком требований к товару, и доказательства подтверждающие наличие объективных препятствий для поставки товара, имеющего характеристики, требуемые в извещении об электронном аукционе, а также указывающих на то, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно либо затруднено.
При формировании способа определения поставщика и составления извещения об электронном аукционе заказчиком произведен анализ рынка для формирования начальной (максимальной) цены контракта, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупкам. Заказчиком, при направлении запроса о получении ценовой информации с описанием технических характеристик товара, являющегося объектом закупки, были получены коммерческие предложения, что подтверждает факт свободной продажи дезинфицирующих средств без каких-либо ограничений. Данный довод подтверждается судебной практикой в том числе Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 сентября 2022 г. N Ф10-3574/22 по делу N А08-8383/2021.
Таким образом, довод заявителя в данной части не обоснованный.
Кроме того, Заявитель указывает, что по позиции 4.2.1 технического задания дезинфицирующее средство "Барьер+" производства ООО "Биохим-трейд" не соответствует требованиям Заказчика, и Заказчик при рассмотрении жалобы на предыдущую редакцию извещения предоставил копию инструкции на указанное средство, которая не соответствует подлинной инструкции производителя.
Однако Комиссия не уполномочена осуществлять проверку подлинности инструкций.
Кроме того, на рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что описанию объекта закупки по позиции 4.2.1 технического задания в действующей редакции соответствуют товары не менее двух других производителей (ООО "МВ-Цитрин", ООО "Савир", ООО "Ацея").
Также, Заявитель считает, что по поз. 4.2.1 технического задания ни одно дезинфицирующее средство не отвечает требованиям, включенным в описание объекта закупки, поскольку ни одно средство не имеет сферы применения для дезинфекции изделий медицинского назначения, жестких и гибких эндоскопов и инструментов к ним ручным и механизированным способом.
Комиссия считает данный довод необоснованным по следующим основаниям.
Так, представителями Заказчика в материалы дела представлены инструкции, согласно которым установленные в описании объекта закупки характеристики к поставляемому товару отвечают требованиям дезинфицирующих средста "БиаФорте" производства ООО "МВ-Цитрин", "Савир-дез" производства ООО "Савир", "Страйдекс форте" производства ООО "Ацея", при этом, данные инструкции не содержат запрет на применение средств для дезинфекции изделий медицинского назначения механизированным способом.
Более того, представителями Заказчика в материалы дела представлены письма производителей ООО "МВ-Цитрин" и ООО "Ацея", согласно которым дезинфицирующие средства применяются для дезинфекции изделий медицинского назначения механизированным способом.
Кроме того, системное толкование Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Одновременно следует отметить, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в Извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Как следует из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017 года, заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В связи с чем, Комиссия считает, что данный довод Заявителя является необоснованным".
Кроме того, довод Заявителя о том, что Заказчик обязан был по поз. 4.2.1 технического задания указать виды и модели автоматических установок, в которых планируется проведение мойки и дезинфекции эндоскопов, Комиссия считает необоснованным, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает Заказчиков устанавливать в Извещении виды и модели имеющегося в наличии оборудования.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Савир" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница", уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0825500000723002206) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 7 июня 2023 г. N 030/06/42-570/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023