Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>;
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
При участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Электронные машины" на действия Заказчика - МБУ "Ресурсный центр добровольчества и патриотического воспитания "Кадет"" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на демонтаж и монтаж наружного и внутреннего видеонаблюдения (с учетом оборудования, материалов), начальная (максимальная) цена контракта - 2 145 000,00 рублей (извещение N 0190300003723000514) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона в электронной форме при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 23.05.2023 11:10 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 01.06.2023 09:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 01.06.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 05.06.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в извещении об осуществлении закупки не было установлено ограничение согласно Постановлению Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Потребностью заказчика является не только работы по демонтажу и монтаж наружного и внутреннего системы видеонаблюдения, но и поставка оборудования, входящего в систему видеонаблюдения.
Заказчиком представлены возражения на жалобу. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Из извещения и проекта контракта не следует, что при выполнении работ заказчик приобретает товары, в том числе не определен порядок приемки и оплаты указанных товаров, не указано, что предмет контракта включает в себя приобретение и поставку товара, что свидетельствует о заключении заказчиком контракта без условия о поставке оборудования в качестве товара.
Заказчик считает, что правомерно не установил ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N878, так как предметом обжалуемой закупки является демонтаж и монтаж наружного и внутреннего видеонаблюдения, тогда как указанные нормативные правовые акты применяются в случае, если предметом контракта является поставка оборудования.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться установленными законом правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Во исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", (далее - Постановление N 878).
Согласно п.2 Постановления N 878, постановлением утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В п.3 Постановления N 878, установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 3(2) Постановления N 878, установлено, что, за исключением случаев, установленных настоящим постановлением:
подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Согласно п. 3(3) Постановления N 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) настоящего постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Согласно п. 7 Постановления N 878 для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что согласно Извещению об осуществлении закупки, объектом рассматриваемой закупки является демонтаж и монтаж наружного и внутреннего видеонаблюдения (с учетом оборудования, материалов), (код позиции ОКПД2 - 33.20.42.000).
К Извещению об осуществлении закупки приложены документы о закупке, а также Техническое задание на демонтаж и монтаж наружного и внутреннего видеонаблюдения (с учетом оборудования, материалов).
Вместе с тем из прилагаемых к извещению документов следует, что потребностью Заказчика являются не только работы по демонтажу и монтажу наружного и внутреннего видеонаблюдения, но и оборудование, поставляемое для выполнения указанных работ.
Заказчик в приложении N1 к техническому заданию, для выполнения указанных работ указал наименование требуемого оборудования, в том числе: Уличная IP-видеокамера, Купольная IP-видеокамера, Сетевой 32-х канальный видеорегистратор, 16-и портовый PoE-коммутатор, Телевизор объединяя это в систему (комплект) видеонаблюдения.
При этом, Уличная IP-видеокамера (ОКПД2 26.40.33.110, 26.70.13.000), Купольная IP-видеокамера (ОКПД2 26.40.33.110, 26.70.13.000), Сетевой 32-х канальный видеорегистратор (ОКПД2 26.40.33.114 Видеорегистраторы), 16-и портовый PoE-коммутатор (ОКПД2 26.30.11.110 Коммутатор), Телевизор (ОКПД2 26.40.20.122 Телевизор) входят в Перечень, утвержденный Постановлением N878.
Следовательно, на такое оборудование Заказчики обязаны применять ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Между тем в извещении об осуществлении закупки, пункте 6 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке заказчиком указано следующее: - информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе - не установлено.
Согласно проекту контракта, приемка отдельных элементов системы видеонаблюдения по товарной накладной или акту не предусмотрена, используемые для работ материалы не принимаются к отдельно к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приемка выполненных работ оформляется подписанием сторонами документа о приемке.
При этом, Заказчиком в приложении N 1 к техническому заданию указаны технические характеристики оборудования, которое будет использоваться при выполнении работ на демонтаж и монтаж наружного и внутреннего видеонаблюдения.
Согласно позиции ФАС России (письмо от 25.06.2020 N ИА/53616/20), заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Кроме того, подлежащий заключению контракт на демонтаж и монтаж наружного и внутреннего видеонаблюдения (с учетом оборудования, материалов) является по своей природе смешанным договором, включающим элементы договора поставки, а система видеонаблюдения, подлежащая монтажу в рамках данного контракта, является товаром, поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ, поскольку:
1) в документации об электронном аукционе определены наименования и количество товаров, являющихся элементами системы видеонаблюдения, то есть определены существенные условия договора поставки;
2) система видеонаблюдения передается заказчику на основании документа о приемке;
3) система видеонаблюдения принимается заказчиком к бухгалтерскому учету в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что указанные обстоятельства являются основанием для установления в извещении об осуществлении закупки и прилагаемым к извещению документам ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878.
Таким образом, заказчик, не установив в извещении об осуществлении закупки ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878, допустил нарушение п. 15 ч.1 ст. 42, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Выявленное Комиссией по результатам рассмотрения жалобы нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В связи с чем довод Заявителя находит свое подтверждение и является обоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Электронные машины" на действия Заказчика - МБУ "Ресурсный центр добровольчества и патриотического воспитания "Кадет"" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на демонтаж и монтаж наружного и внутреннего видеонаблюдения (с учетом оборудования, материалов), начальная (максимальная) цена контракта - 2 145 000,00 рублей (извещение N 0190300003723000514), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 15 ч. 1 ст. 42, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица - ответственного за утверждение извещения об осуществлении закупки и прилагаемых к извещению документов, о необходимости представить в срок до 19.06.2023 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживания;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию извещения об осуществлении закупки;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 21.06.2023 в 15 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru to89-shulika@fas.gov.ru.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 6 июня 2023 г. N 089/06/42-395/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023