Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу индивидуального предпринимателя Баранзаева Баяра Бадмадоржиевича на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: медицинских инструментов (реестровый номер закупки 0167200003423003322),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Баранзаева Баяра Бадмадоржиевича на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: медицинских инструментов.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что заказчику необходимо изменить наименование закупки на "Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования" с кодом позиции КТРУ - 32.50.13.190-00007432. Совокупности характеристик установленных пунктами 2 и 3 описания объекта закупки соответствуют степлеры единственного производителя "Ковидиен ЛЛС" что ограничивает количество участников закупки.
Заказчиком и уполномоченным органом представлены письменные возражения, на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просят Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
В представленных в материалы дела возражениях заказчик и уполномоченный орган указывают на то, что установленным техническим характеристикам соответствует товар как минимум двух производителей: производитель VolkmannMedizinTechnikGmbH Германия; производитель Medtronic (Covidien), США. При составлении описания объекта закупки принцип обеспечения конкуренции заказчиком не нарушен. Закупка проводится не среди исключительно производителей товара. Участником закупки может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: медицинских инструментов, с начальной (максимальной) ценой контракта 258 470,04 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2".
Информация об электронном аукционе была размещена 24.05.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423003322.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием (приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:
N п/п |
Описание объекта закупки *указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели) |
||||||
Наименование объекта закупки (товара) |
Товарный знак или эквивалент |
Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара), единицы измерения |
Показатели товара (значения показателей) |
||||
Минимальные и (или) максимальные показатели: |
Показатели, которые не изменяются: |
Показатели, указанные в диапазоне: |
Иные показатели: |
||||
1 |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
не устанавливается |
Код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00007434 |
|
|
|
|
Категория пациентов: для одного пациента |
|
Наличие |
|
|
|||
Универсальный сшивающий инструмент с механизмом поворота и изгиба рабочей части для эндоскопического пересечения полых органов и сосудистых структур, с одновременным закрытием просвета обеих культей, наложения линейных анастомозов, удаления органов |
|
Наличие |
|
|
|||
Многократно перезаряжаемый сменными кассетами |
|
Наличие |
|
|
|||
Требования к характеристикам: |
|
|
|
|
|||
Из корпуса с установочным местом для одноразовой кассеты |
|
Наличие |
|
|
|||
Одна курковая рукоять механизма закрытия и прошивания последовательным нажатием для обеспечения возможности закрытия аппарата и прошивания одной рукой |
|
Наличие |
|
|
|||
Кнопка предохранителя с ручной активацией |
|
Наличие |
|
|
|||
Рычаг поворота кассеты |
|
Наличие |
|
|
|||
Длина штока, см |
Не более 16 |
|
|
|
|||
Диаметр инструмента, мм |
Не более 12 |
|
|
|
|||
Прошивание, кассет |
Не менее 25 |
|
|
|
|||
Нож, для обеспечения профилактики хирургической инфекции |
|
Наличие |
|
|
|||
Артикуляционный механизм для обеспечения манёвренности при эндоскопических операциях |
|
Наличие |
|
|
|||
10 положений изгиба (5 в каждую сторону и нейтральное) |
|
Наличие |
|
|
|||
Противоскользящие прорезиненные накладки на рукояти и ручке изгиба |
|
Наличие |
|
|
|||
Для всех типов кассет, разработанных для данного аппарата- для прямых и артикуляционных(изгибаемых) кассет с длиной скрепочного шва 30, 45, 60 мм, с высотой открытой скрепки 2,0-5,0 мм, с укрепителем скрепочного шва из рассасывающегося материала и без |
|
Наличие |
|
|
|||
В стерильной упаковке с крупной маркировкой для быстрого подбора |
|
Наличие |
|
|
|||
2 |
Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования |
не устанавливается |
Код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00007437 |
|
|
|
|
Требования к характеристикам: |
|
|
|
|
|||
Аппарат циркулярный изогнутый сшивающе-режущий, однократного применения для наложения циркулярных анастомозов, одноручный со складывающаяся после прошивания головкой для быстрого и безопасного извлечения из зоны шва |
|
Наличие |
|
|
|||
Головка в упаковке смонтирована на отдельном держателе в комплекте с пластиковыми троакарами |
|
Наличие |
|
|
|||
Выемка для затягивания кисетного шва, прорезаемой прокладки, отсека для резецированной ткани, троакара, интегрированного в рабочую часть с маркировкой его полного выведения, вмонтированного ножа пирамидальной формы из стали для пересечения скрепочного шва, рычага прошивания с предохранителем от случайного прошивания и визуального индикатора закрытия браншей на штоке |
|
Наличие |
|
|
|||
Диаметр рабочей части, мм |
Не менее 21 |
|
|
|
|||
Длина изогнутого ствола, см |
Не более 22 |
|
|
|
|||
Механизм звукового и тактильного контроля прошивания |
|
Наличие |
|
|
|||
Аппарат заряжен титановыми скрепками прямоугольного сечения |
|
Наличие |
|
|
|||
Высота незакрытой скрепки, мм |
Не менее 3,5 |
|
|
|
|||
Титановые скрепки расположенные по кругу в 2 ряда в шахматном порядке |
|
Наличие |
|
|
|||
В стерильной упаковке с крупной маркировкой для быстрого подбора |
|
Наличие |
|
|
|||
3 |
Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования |
не устанавливается |
Код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00007437 |
|
|
|
|
Аппарат циркулярный изогнутый сшивающе-режущий однократного применения для наложения циркулярных анастомозов, одноручный со складывающаяся после прошивания головкой для быстрого и безопасного извлечения из зоны шва |
|
Наличие |
|
|
|||
Головка в упаковке смонтирована на отдельном держателе в комплекте с пластиковыми троакарами |
|
Наличие |
|
|
|||
Выемка для затягивания кисетного шва, прорезаемой прокладки, отсека для резецированной ткани, троакара, интегрированного в рабочую часть с маркировкой его полного выведения, вмонтированного ножа пирамидальной формы из стали для легкого пересечения скрепочного шва, рычага прошивания с предохранителем от случайного прошивания и визуального индикатора закрытия браншей на штоке |
|
Наличие |
|
|
|||
Диаметр рабочей части, мм |
Не менее 25 |
|
|
|
|||
Длина изогнутого ствола, см |
Не более 22 |
|
|
|
|||
Механизм звукового и тактильного контроля прошивания |
|
Наличие |
|
|
|||
Аппарат заряжен титановыми скрепками прямоугольного сечения |
|
Наличие |
|
|
|||
Высота незакрытой скрепки, мм |
Не менее 3,5 |
|
|
|
|||
Титановые скрепки расположенные по кругу в 2 ряда в шахматном порядке |
|
Наличие |
|
|
|||
В стерильной упаковке с крупной маркировкой для быстрого подбора |
|
Наличие |
|
|
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением определенных случаев.
Пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что заказчиком соблюдены требования описании объекта закупки в соответствии с КТРУ.
Заказчик - ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" является медицинским учреждением.
Статьёй 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Потребность медицинского учреждения в необходимом товаре формируется исходя из требований, предъявляемых к лечебным процессам, уровня подготовленности медицинского персонала, финансирования (доведенных лимитов бюджетных ассигнований).
Потребность в характеристиках товара указанного в описании объекта закупки формировалась заказчиком (являющимся медицинским учреждением) в том числе, исходя из необходимости оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам.
Статьёй 6 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Медицинским учреждением в извещении об осуществлении закупки могут быть установлены требования к медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Пунктом 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) предусмотрено, что установление требований к закупаемому товару, которые соответствуют конкретному производителю, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.
Необходимо отметить, что закупаемый товар находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции.
Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых потенциальный участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, описание объекта закупки не ограничены.
Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа, а извещение об осуществлении закупки не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей, конкретную страну происхождения товара или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом оборудовании.
Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные заказчиком характеристики подходили все без исключения товары всех имеющихся производителей.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указывает на недопустимость установления в описании объекта закупки требований, которые ограничивают количество участников закупки,
Возможность поставки товара характеристики которого будут соответствовать только единственному (конкретному) производителю, учитывая позицию Верховного Суда РФ (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) действующим законодательством о контрактной системе допускается, в случае наличия специфики использования такого товара.
Изменение параметров закупаемого товара привело бы к неудовлетворению потребности заказчика, что не соответствует целям и задачам системы государственных закупок. Какие-либо доказательства подтверждающие существование объективных препятствий в приобретении требуемого к поставке медицинского изделия в материалы дела не представлено.
В заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа указали на то, что установленным техническим характеристикам соответствует товар как минимум двух производителей: производитель VolkmannMedizinTechnikGmbH Германия; производитель Medtronic (Covidien), США.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заявителем не доказан факт ограничения количества участников закупки при установлении спорных характеристик закупаемого товара, невозможности приобретения и поставки товара с требуемыми заказчику характеристиками, технической, экономической нецелесообразности и избыточности установленных характеристик товара, отражающих потребность заказчика.
Ссылки заявителя на различную судебную и ведомственную (административную) практику антимонопольных органов является несостоятельной, поскольку судебная, а равно административная практика не является источником права в Российской Федерации, содержат казуальное толкование. Указанные правоприменительные акты вынесены в рамках иных процедур закупок, с участием иных лиц, а следовательно, не имеют преюдициального или прецедентного характера, и не являются общеобязательными государственными предписаниями постоянного или временного характера которые распространяются на неопределенный круг лиц. Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ИП Баранзаева Б.Б. необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Баранзаева Баяра Бадмадоржиевича на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: медицинских инструментов (реестровый номер закупки 0167200003423003322) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 июня 2023 г. N 072/06/44/92/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2023