Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО "Неофарм" на действия заказчиков при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Катетер для периферических сосудов (реестровый номер закупки 0167200003423003450),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО "Неофарм" на действия заказчиков при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Катетер для периферических сосудов.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что установленным в описании объекта закупки техническим характеристикам соответствует товар единственного производителя компании "Б. Браун Мельзунген АГ" Германия", что ограничивает количество участников закупки.
Заказчиком и уполномоченным органом представлены письменные возражения, на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просят Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Катетер для периферических сосудов, с начальной (максимальной) ценой контракта 3 279 599,90 рублей, в интересах заказчиков: ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2", ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер", ГБУЗ ТО "Госпиталь для ветеранов войн", ГБУЗ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда), ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница".
Информация об электронном аукционе была размещена 29.05.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423003450.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием (приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:
N п/п |
Описание объекта закупки *указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели) |
||||||
Наименование объекта закупки (товара) |
Товарный знак или эквивалент |
Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара), единицы измерения |
Показатели товара (значения показателей) |
||||
Минимальные и (или) максимальные показатели: |
Показатели, которые не изменяются: |
Показатели, указанные в диапазоне: |
Иные показатели: |
||||
1 |
Катетер для периферических сосудов |
не устанавливается |
Код позиции КТРУ: 32.50.13.110-00004593 |
|
|
|
|
Диаметр катетера, G 24 Инъекционный порт: да Крылья для фиксации: да Механизм защиты инъекционного порта: да Рентгеноконтрастность: да Удлинительная трубка: нет Устройство защиты от укола иглой: да |
|
наличие |
|
|
|||
Рабочая длина: миллиметр |
|
|
|
|
|||
Материал катетера указан на индивидуальной упаковке: Полиуретан (1) |
|
наличие |
|
|
|||
Количество рентгеноконтрастных полос/линий, шт: (2) |
не менее 4 |
|
|
|
|||
Информация о количестве рентгеноконтрастных полосах/линиях отражена. (3) |
|
|
|
Символом (надписью) на маркировке изделия или в инструкции по применению изделия |
|||
Катетер прозрачный, с скругленным кончиком, совпадающим с проксимальным срезом иглы: (4) |
|
наличие |
|
|
|||
Павильон Люэр Лок с перфорированными крыльями:(5) |
|
наличие |
|
|
|||
Инъекционный порт Люэр Лок с защитной крышкой, расположенный строго над крыльями: (6) |
|
наличие |
|
|
|||
Игла с 3-гранным срезом и пальцевым упором, с овальными вырезами для фиксации при пункции: (7) |
|
наличие |
|
|
|||
Ребристая гидрофобная заглушка на павильоне иглы: (8) |
|
наличие |
|
|
|||
Крышка Люэр Лок на гидрофобной заглушке: (9) |
|
наличие |
|
|
|||
Устройство защиты от укола иглой: Защитная металлическая клипса, полностью закрывающая кончик иглы, активируется автоматически при извлечении иглы из катетера, без внешнего воздействия. Материал основания безопасного устройства-нержавеющая сталь.(10) |
|
наличие |
|
|
|||
Максимальный период, на который устанавливается катетер, час (11) |
не менее 120 |
|
|
|
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением определенных случаев.
Пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что заказчиком соблюдены требования описании объекта закупки в соответствии с КТРУ.
Заказчики в рамках совместного электронного аукциона являются медицинскими учреждениями.
Статьёй 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Потребность медицинского учреждения в необходимом товаре формируется исходя из требований, предъявляемых к лечебным процессам, уровня подготовленности медицинского персонала, финансирования (доведенных лимитов бюджетных ассигнований).
Потребность в характеристиках товара указанного в описании объекта закупки формировалась заказчиком (являющимся медицинским учреждением) в том числе, исходя из необходимости оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам.
Статьёй 6 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Медицинским учреждением в извещении об осуществлении закупки могут быть установлены требования к медицинскому изделию (лекарственному препарату) с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Пунктом 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) предусмотрено, что установление требований к закупаемому товару, которые соответствуют конкретному производителю, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.
Необходимо отметить, что закупаемый товар находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции.
Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых потенциальный участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, описание объекта закупки не ограничены.
Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа, а извещение об осуществлении закупки не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей, конкретную страну происхождения товара или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом оборудовании.
Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные заказчиком характеристики подходили все без исключения товары всех имеющихся производителей.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указывает на недопустимость установления в описании объекта закупки требований, которые ограничивают количество участников закупки,
Возможность поставки товара характеристики которого будут соответствовать только единственному (конкретному) производителю, учитывая позицию Верховного Суда РФ (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) действующим законодательством о контрактной системе допускается, в случае наличия специфики использования такого товара.
Изменение параметров закупаемого товара привело бы к неудовлетворению потребности заказчика, что не соответствует целям и задачам системы государственных закупок. Какие-либо доказательства подтверждающие существование объективных препятствий в приобретении требуемого к поставке медицинского изделия в материалы дела не представлено.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заявителем не доказан факт ограничения количества участников закупки при установлении спорных характеристик закупаемого товара, невозможности приобретения и поставки товара с требуемыми заказчику характеристиками, технической, экономической нецелесообразности и избыточности установленных характеристик товара, отражающих потребность заказчика.
Относительно довода заявителя о том, что научного подтверждения о том, что порт расположенный не строго над крыльями вызывает смещение катетера не существует, данное обоснование является лишь необоснованным домыслом заказчика, заказчик в заседании Комиссии Тюменского УФАС России отметил, что научного подтверждения нет ни к одной из характеристик, при этом все они необходимы, так как основаны на многолетнем опыте оказания медицинской помощи населению, что является основным видом деятельности Заказчика. Заказчик работает непосредственно с данными катетерами, при этом заявитель жалобы является лишь потенциальным поставщиком, и не осуществляет непосредственно те медицинские манипуляции, для которых приобретается данный товар.
Заказчик также сообщил, что существует несколько производителей катетеров, которые по совокупности характеристик подходят под описание объекта закупки, установленное в извещении: Harsoria (порт не смещен, ниже фото из инструкции, которая была представлена на официальном сайте Росздравнадзора), в инструкции к катетерам Harsoria отсутствует информация по материалу изготовления самого катетера, однако в письме от производителя данная информация имеется: полиуретан. На различных сайтах в открытом доступе в сети Интернет есть информация про 4 рентгенконтрастные полоски, о которых также отсутствует информация в инструкции, но есть в официальном письме от производителя. Кроме того, при дальнейшем поиске на сайте Росздравнадзора всех периферических катетеров, имеющих регистрационные удостоверения на территории РФ, закачиком было обнаружено еще несколько производителей, которые соответствуют указанным в запросе характеристикам: Delta Med (РУ ФСЗ 2008/03041, инструкция на официальном сайте Росздравнадзора отсутствует) (инъекционный порт расположен строго над крыльями, катетер из полиуретана. На этикетке желтым цветом выделена информация на русском языке и материал изготовления: полиуретан. Защитная клипса имеет металлические внутренние части в пластиковом корпусе); Troge (РУ ФСЗ 2011/10164, инструкция на официальном сайте Росздравнадзора отсутствует) (инъекционный порт расположен строго над крыльями, катетер из полиуретана. На этикетке желтым цветом выделена информация на русском языке о регистрационном удостоверении и материал изготовления).
Расположение защитной крышки инъекционного порта строго над фиксирующими крыльями снижает риск во время манипуляции с инъекционным портом как перегиба катетера, так и его дислокации с последующими осложнениями, например флебитом. Расположение порта катетера строго над крыльями обеспечивает неподвижность катетера при работе непосредственно с портом.
Данное объяснение относится к процессу использования уже установленного катетера, поскольку инъекционный порт часто используется для промывки катетера или болюсного введения и в этот момент происходит некое надавливание на инъекционный порт, а, следовательно, и на то место, где расположен порт. Если он смещен и не строго над крыльями, то зачатую под ним образуется пространство, с учетом фиксации крылышек катетера и при надавливании на порт существует огромный риск того, что катетер будет мигрировать, также существует риск его выскакивания из вены.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО "Неофарм" необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Неофарм" на действия заказчиков при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Катетер для периферических сосудов (реестровый номер закупки 0167200003423003450) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 июня 2023 г. N 072/06/44/94/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023