Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО "Сограндис" на действия ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку средств автотранспортных (реестровый номер закупки 0167200003423003261),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО "Сограндис" на действия ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку средств автотранспортных (реестровый номер закупки 0167200003423003261).
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Как следует из жалобы заявителя, закупаемые заказчиком товары должны соответствовать Техническому регламенту ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств". В описании объекта закупки спорной закупки без достаточного и достоверного обоснования необходимости установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, которые отличаются от стандартных показателей, установленных Техрегламентом ТР ТС 018/2011, а именно: Категория или подкатегория транспортного средства (в соответствии с ТР ТС) - М2.
По мнению заявителя, Заказчик описал объект закупки не в соответствии с указанным выше нормативным документом, при этом ограничил участие АСМП категории М1 (не более 8 пассажиров), не объяснив необходимость указания именно таких параметров, чем нарушил положения п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что повлекло за собой ограничение количества участников данной закупки"
Заказчиком и уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела, полагают жалобу признать необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что УГЗ ТО являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения электронного аукциона на поставку средств автотранспортных, с начальной (максимальной) ценой контракта 88 299 996,00 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи".
Информация об электронном аукционе была размещена 19.05.2023 г. на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423003261.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.tektorg.ru/.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе утверждено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе утверждено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Приложением N 1 к Извещению Заказчиком утверждено Описание объекта закупки при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку средств автотранспортных (далее - Приложение N 1, Описание объекта закупки), где в п. 1 утверждены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам (эксплуатационным) автомобиля скорой медицинской помощи, а именно:
- Наличие категории или подкатегория транспортного средства (в соответствии с ТР ТС) М2,
- Наличие класс автомобиля скорой медицинской помощи: Класс "В",
- Наличие пассажировместимости кабины водителя: (чел) 1 водитель + 2 в кабине (Требование к кабине водителя автомобиля скорой медицинской помощи),
- Наличие пассажировместимости медицинского салона: (чел.) 2 в салоне + 1 на носилках.
Соответственно, Заказчиком установлено требование к пассажировместимости автомобиля скорой медицинской помощи: 1 водитель + 5 человек.
Согласно п. 2.2 разд. 1.1 Приложения N 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") (далее - Технический регламент, ТР ТС), категория M - Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.
При этом автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе относятся к категории M2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
Как пояснил в заседании Комиссии представитель заказчика автомобиль скорой медицинской помощи является не "специализированным", а "специальным" транспортным средством, соответственно требование о пассажировместимости более 8 человек не является обязательным.
Согласно разд. II Технического регламента, "специализированное транспортное средство" - транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.).
Вместе с тем, "специальное транспортное средство" - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).
Соответственно, из приведенных выше положений Технического регламента следует, что закупаемые заказчиком транспортные средства (автомобили скорой помощи) отнесены к категории специальных транспортных средств, то есть предназначенных для выполнения специальных функций, для которых требуется оснащение специальным медицинским оборудованием, что предполагает внесение изменений в базовую конструкцию такого транспортного средства и возможное уменьшение количество посадочных мест.
В пользу данного утверждения следует принять во внимание представленные заказчиком заключения об оценке типа транспортного средства NОП RU E-RU.RU00.0000017.P4 и N ОП RU E-RU.RU00.0000191.P1, письма производителей об одобрении типа транспортного средства N ТС RU Е-RU.МТ35.00836, из которых следует, что к эксплуатации допускаются специальные транспортные средства на базе транспортного средства категории М2 с количеством мест менее 8 человек.
Кроме того, подтверждением того, что в обороте имеются специальные транспортные средства, относящиеся к категории "М2" с уменьшенным количеством посадочных мест (менее восьми), является письмо Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России N 13/4-10611 от 21.12.2020, в котором содержатся разъяснения по вопросу регистрации органами ГИБДД транспортных средств данной категории.
В силу положений Закона N44-ФЗ заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства и необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливает описание объекта закупки, условия исполнения контракта, исходя из специфики закупаемого товара (работы, услуги), которые применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
В этой связи, Комиссия разделяет позицию заказчика о том, что установленные в извещении о закупке требования к характеристикам товара обусловлены его социально значимыми потребностями, необходимостью оказания качественной скорой медицинской помощи. Изменение каких-либо параметров предмета закупки может привести к недостижению целей, установленных законодательством о контрактной системе, неэффективному использованию бюджетных средств.
Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что поскольку объектом закупки является поставка специального транспортного средства, к которому относится автомобиль скорой помощи, Заказчиком при определении показателей и требований, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки установленное количество посадочных мест не противоречит положениям действующего законодательства.
В свою очередь. заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе, а равно не представлено доказательств, что содержащиеся в извещении требования к характеристикам товара являются непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу Заявителя необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Сограндис" на действия ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку средств автотранспортных (реестровый номер закупки 0167200003423003261) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 июня 2023 г. N 072/06/44/90/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023