На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 17 от 14.03.2023 года, обращения Следственного управления Следственного комитета России по Республике Саха (Якутия) (исх. N 798-201-026-23 от 12.05.2023 г., вх.N4020/23 от 12.05.2023 г.), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссией в следующем составе:
... - начальник отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... -государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая документарная проверка действий (бездействий) заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при исполнении контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Многофункциональный оздоровительно-спортивный комплекс в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия)" (изв. N 0816500000620007444).
Полное наименование проверяемой организации: Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГБУ РС (Я) "СГЗ РС (Я)", заказчик).
Юридический адрес проверяемой организации: 677018, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Аммосова, дом 8
Почтовый адрес проверяемой организации: 677018, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Аммосова, дом 8
ОГРН 1031402055850
ИНН 1435138461
КПП 143501001
Проверка начата 18 мая 2023 года, окончена 31 мая 2023 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком Государственным казенным учреждением "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при исполнении контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Многофункциональный оздоровительно-спортивный комплекс в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия)" (изв. N 0816500000620007444) норм законодательства о контрактной системе.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения Следственного управления Следственного комитета России по Республике Саха (Якутия) (исх. N 798-201-026-23 от 12.05.2023 г., вх.N4020/23 от 12.05.2023 г.).
Комиссия, изучив представленные к проверке материалы, установила следующее.
1. Извещение N 0816500000620007444 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 30.06.2020 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 486 902 838,67 руб.;
4. На участие в закупке подана 1 (одна) заявка признанная соответствующей извещению о проведении электронного аукциона.
Из обращения следует, что 18.08.2020 года между заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью "РусСтрой-89" заключен государственный контракт на Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Многофункциональный оздоровительно-спортивный комплекс в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия)" N 0816500000620007444 на сумму 694 212 019,02 рублей, со сроком окончания выполнения работ до 31.12.2022 года, при этом, по состоянию на 03.04.2023 года объект "Многофункциональный оздоровительно-спортивный комплекс в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия)" не введен в эксплуатацию, строительные работы на Объекте не завершены.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующим выводам:
В ходе внеплановой проверки установлено, что 18.08.2020 года между заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью "РусСтрой-89" заключен государственный контракт на Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Многофункциональный оздоровительно-спортивный комплекс в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия)" N 0816500000620007444 на сумму 486 902 838 (Четыреста восемьдесят шесть миллионов девятьсот две тысячи восемьсот тридцать девять) рублей 67 копеек (далее - Контракт).
Согласно пункту 5.2. Контракта срок окончания выполнения работ по Контракту устанавливается - 31 мая 2022 года, с приемкой выполненных работ по акту приемки.
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок между сторонами заключено всего 17 дополнительных соглашений из них, 2 из которых (дополнительные соглашения N 6, 17) касались изменения сроков выполнения работ, 5 из которых увеличение цены контракта (дополнительные соглашения N 8, 10, 12,14, 15).
Дополнительным соглашением N6 от 07.04.2022 года, в пункт 5.2 Контракта внесены следующие изменения:
"5.2. Срок окончания выполнения работ по Контракту устанавливается - 31 декабря 2022 года, с приемкой выполненных работ по акту приемки".
Дополнительным соглашением N17 от 14.04.2023 года, в пункт 5.2 Контракта внесены следующие изменения:
"5.2. Срок окончания выполнения работ по Контракту устанавливается - 30 июня 2023 года, с приемкой выполненных работ по акту приемки".
Дополнительным соглашением N 8 от 21.07.2022 года, в пункт 3.1. Контракта внесены следующие изменения:
"3.1. Цена контракта составляет: 513 098 662 рублей 42 копеек, в том числе НДС 72 870 212,83 рублей".
Дополнительным соглашением N 10 от 21.09.2022 года, в пункт 3.1. Контракта внесены следующие изменения:
"3.1. Цена контракта составляет: 586 130 782 рублей 77 копеек, в том числе НДС 97 688 463,79 рублей".
Дополнительным соглашением N 12 от 26.10.2022 года, в пункт 3.1. Контракта внесены следующие изменения:
"3.1. Цена контракта составляет: 659 169 514 рублей 02 копеек, в том числе НДС 97 215 354,76 рублей".
Дополнительным соглашением N 14 от 28.11.2022 года, в пункт 3.1. Контракта внесены следующие изменения:
"3.1. Цена контракта составляет: 673 324 731 рублей 59 копеек, в том числе НДС 99 574 557,69 рублей".
Дополнительным соглашением N 15 от 20.12.2022 года, в пункт 3.1. Контракта внесены следующие изменения:
"3.1. Цена контракта составляет: 694 212 019 рублей 02 копеек, в том числе НДС 103 055 772,26 рублей".
Согласно представленного заказчиком пояснения следует, что дополнительные соглашения заключены на основании следующих норм:
Продление срока окончания выполнения работ по контракту дополнительным соглашением N6 от 07.04.2022 года на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Продление срока окончания выполнения работ по контракту дополнительным соглашением N17 от 14.04.2023 года, на основании ст. 112 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 г. N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее - постановление Правительства от 16.04.2022 г. N 680).
Увеличение цены контракта дополнительным соглашением N 8 от 21.07.2022 года, на основании п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона о контрактной системе, от 16.04.2022 г. N 680.
Увеличение цены контракта на 14% дополнительным соглашением N 10 от 21.09.2022 года, на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 70 ст. 112 Закона о контрактной системе, от 09.08.2021 г. N 1315, Распоряжения Правительства РС (Я) от 10.06.2022 г. N 507-р.
Увеличение цены контракта на 12% дополнительным соглашением N 12 от 26.10.2022 года, на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 70 ст. 112 Закона о контрактной системе, от 09.08.2021 г. N 1315, Распоряжения Правительства РС (Я) от 10.06.2022 г. N 507-р.
Увеличение цены контракта дополнительным соглашением N 14 от 28.11.2022 года, на основании п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Увеличение цены контракта дополнительным соглашением N 15 от 20.12.2022 года, на основании п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что согласно разделу 14 "Изменение Контракта" Контракта предусмотрен порядок изменение существенных условий контракта.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установить, что Правительство Российской Федерации в 2022 и 2023 годах вправе принимать решения, предусматривающие установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Так, согласно абзаца "а" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 установить, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2023 годах допускаются следующие изменения существенных условий контракта изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся.
Согласно пункта 2 постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств изменения в соответствии с настоящим постановлением существенных условий контракта, в том числе влекущие увеличение цены контракта более чем на 30 процентов, могут быть внесены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения соответствующего контракта.
При этом, в силу части 70 статьи 112 Закона о контрактной системе в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в 2021 - 2023 годах положения пункта 8 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Так согласно пункту 8 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством Российской Федерации положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений
Также согласно части 1.3 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случае изменения объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Так, заказчиком в пояснении для подтверждения обоснования изменения существенных условий контракта по дополнительным соглашениям N 10 от 21.09.2022 года и 12 от 26.10.2022 года указано Распоряжения Правительства РС (Я) от 10.06.2022 г. N 507-р, которым в пункте 2 установлено возможность изменить по соглашению сторон существенные условия контракта, утвержденных пунктом 1 настоящего распоряжения, увеличив цену контрактов не более чем на 30 (тридцать) процентов.
При этом, в связи с увеличением изначальной цены контракта дополнительным соглашением N 8 от 21.07.2022 года с изначальной 486 902 838, 46 рублей до 513 098 662,42 рублей, довод заказчика указывающий в качестве обоснования заключения дополнительного N12 от 26.10.2022 года является несоответствующим вышеуказанным нормам.
Следовательно, в силу части 1.3 ст. 95 Закона о контрактной системе и Распоряжения Правительства РС (Я) от 10.06.2022 г. N 507-р у заказчика имелись правовые основания для заключения дополнительных соглашений N 8 от 21.07.2022 года и N 10 от 21.09.2022 года об увеличении цены контракта.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
Следовательно, у заказчика имелись правовые основания для заключения дополнительного соглашения N6 от 07.04.2022 года об увеличении срока действия контракта, поскольку однократное продление срока контракта установлено в силу части 5 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия Якутского УФАС России, отмечает, что из представленных заказчиком к пояснению документов и сведений, подтверждающих обоснование заключения дополнительных соглашений N17 от 14.04.2023 года об увеличении срока контракта и N 12 от 22.10.2022 года, 14 от 28.11.2022 года, N 15 от 20.12.2022 года о увеличении цены контракта, не представлено
В силу вышеизложенного, изменение Заказчиком срока и цены Контракта дополнительными соглашениями N 12, 14, 15, 17 выполнено в отсутствие решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
В связи с тем, что контракт находится на исполнении предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при исполнении контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Многофункциональный оздоровительно-спортивный комплекс в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия)" (изв. N 0816500000620007444) нарушившим пункт 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В связи с тем, что контракт находится на исполнении предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 31 мая 2023 г. N 014/06/99-745/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2023