Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Спортивные площадки" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Заказчиков, Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке основания, приобретению и установке футбольного поля (мини-стадиона) (извещение N 0148200005423000320 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчиков, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 18.05.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 156 633 708,70 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 05.06.2023.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиками, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, поскольку в рамках одного лота Заказчиками приобретаются работы по подготовке основания, приобретению и установке футбольного поля (мини-стадиона) в 3 городах Московской области, что приводит к необоснованному ограничению числа возможных участников Конкурса.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Описанием объекта закупки установлено, что в рамках исполнения обязательств по муниципальному контракту исполнителю необходимо выполнить работы по подготовке основания, приобретению и установке футбольного поля (мини-стадиона).
В соответствии с Извещением о проведении Конкурса к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования, предусмотренные позицией 9 приложения к Постановлению N 2571:
"Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации".
Пунктом 5.3.5 проекта контракта предусмотрено право Подрядчика привлекать исполнению своих обязательств по Контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., для выполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
По мнению Заявителя, укрупнение лота приводит к исключению из числа участников закупки лиц, имеющих опыт исполненного договора по позиции 9 приложения к Постановлению N 2571 на сумму менее 31 326 741,74 руб.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения согласно которым:
"В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона.
Исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе основополагающим обстоятельством для проведения совместных конкурсов или аукционов является осуществление заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг.
Из содержания документации следует, что предметом закупки являются выполнение работ по подготовке основания, приобретению и установке футбольного поля (министадиона) в 3 городах Московской области. При этом на каждом объекте проводятся идентичные виды работ, функционал и наполнение мини-стадионов одинаково.
Закупка проводится в рамках реализации регионального проекта Московской области и имеет важное социальное значение для населения. Проведение совместной закупки направлено на эффективное освоение бюджетных средств.
На участие в закупке подано две заявки, что говорит об отсутствии ограничения конкуренции.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно абзацу 13 подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) в случае проведения совместного конкурса или аукциона положения пункта 3 Постановления N 2571 и положения, предусмотренные приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", касающиеся начальной (максимальной) цены контракта, применяются к сумме начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения такого совместного конкурса или аукциона.
На основании абзаца 14 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", также считается опыт исполнения контрактов, исполненных участником закупки по результатам проведения совместного конкурса или аукциона. При этом ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг считается сумма цен товаров, работ, услуг, поставленных, выполненных, оказанных по таким контрактам.
Наименование вышеназванного объекта закупки - Выполнение работ по подготовке основания, приобретению и установке футбольного поля (мини-стадиона), КОЗ: 03.24.01.01.02.11.07.01.04: Строительство конструкций и плоскостных сооружений стадионов, КОЗ 2: 31.204.04.01.06.01.002 - Строительство конструкций и плоскостных сооружений стадионов, ОКПД 2: 42.99.22.110-Работы строительные по строительству конструкций и плоскостных сооружений стадионов и прочих площадок для спортивных игр на открытом воздухе, таких как футбол, бейсбол, регби, легкая атлетика, автомобильные гонки, велосипедные гонки и скачки, КТРУ: 42.99.20.000-00000004 : Работы строительные по строительству прочих гражданских сооружений.
Руководствуясь ч.ч. 4 и 5 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ уполномоченным органом в извещении о закупке установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ, позицией 9 раздела II Приложения к Постановлению N 2571, которые не ограничивают доступ к участию в торгах по ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ.
Конкурс в интересах 3 заказчиков в рамках подпрограммы "Развитие физической культуры и спорта в Московской области" Государственной программы Московской области "Спорт Подмосковья" проводится с целью повышения контроля качества исполнения контракта, эффективности использования источников финансирования".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчиков, Уполномоченного органа в части формирования лота не ограничивают участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиками, Уполномоченным органом в извещении о проведении Конкурса неправомерно установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления N 617 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В Приложении N 5 к контракту Описания объекта закупки установлены в том числе следующие требования к оборудованию и покрытию футбольного поля (мини-стадиона):
"4.2 Товары, поставляемые при выполнении работ, будут приняты Заказчиком к бухгалтерскому учету (поставлены на баланс).
4.3 Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, приведены в Приложении N 4 к Описанию объекта закупки (Техническое задание)".
Заказчиками в извещении о проведении Конкурса установлено в том числе следующее:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
Согласно Приложению N 4 к Описанию объекта закупки исполнителю по контракту необходимо поставить товары "Скамья горизонтальная гимнастическая с фиксацией ступней для выполнения испытания "Поднимание туловища из положения лежа на спине", ОКПД2 32.30.14.119, КТРУ 32.30.14.119-00000060", "Скамья горизонтальная гимнастическая, к которой прикреплены измерительные линейки ("+" и "-") для выполнения испытания "Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье", ОКПД2 32.30.14.119 КТРУ 32.30.14.119-00000058", "Комплекс для выполнения испытания "Прыжок в длину с места толчком двумя ногами" с нанесенной разметкой не менее чем на 320 см, ОКПД2 32.30.14.119", "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044", "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044", "Помост для выполнения испытания "Сгибание - разгибание рук в упоре лежа на полу" ОКПД2 32.30.14.119 КТРУ 32.30.14.119-00000046", "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044", относящиеся к коду ОКПД2 32.30.14.119 "Инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой прочий, не включенный в другие группировки".
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные товары включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 617.
Таким образом, действия Заказчиков, Уполномоченного органа в части установления ограничений допуска отдельных видов промышленных товаров в соответствии с Постановлением N 617 не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиками, Уполномоченным органом в извещении о проведении Конкурса неправомерно установлены условия допуска товаров в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1 к Приказу N 126н (далее - Приложение к Приказу N 126н).
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиками в извещении о проведении Конкурса установлены условия допуска в соответствии с Приказом N 126н.
Согласно Приложению N 4 к Описанию объекта закупки исполнителю по контракту необходимо поставить товары "Скамья горизонтальная гимнастическая с фиксацией ступней для выполнения испытания "Поднимание туловища из положения лежа на спине", ОКПД2 32.30.14.119, КТРУ 32.30.14.119-00000060", "Скамья горизонтальная гимнастическая, к которой прикреплены измерительные линейки ("+" и "-") для выполнения испытания "Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье", ОКПД2 32.30.14.119 КТРУ 32.30.14.119-00000058", "Комплекс для выполнения испытания "Прыжок в длину с места толчком двумя ногами" с нанесенной разметкой не менее чем на 320 см, ОКПД2 32.30.14.119", "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044", "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044", "Помост для выполнения испытания "Сгибание - разгибание рук в упоре лежа на полу" ОКПД2 32.30.14.119 КТРУ 32.30.14.119-00000046", "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044", относящиеся к коду ОКПД2 32.30.14.119 "Инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой прочий, не включенный в другие группировки" и включенные в Приложение к Приказу N 126н.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчиков, Уполномоченного органа в части установления условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Приказом N 126н не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиками в Приложении N 4 к Описанию объекта закупки для товара "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044" по показателю "Минимальная высота перекладины3" установлено значение " 1500".
Вместе с тем, Заказчиками по указанному показателю установлена сноска согласно которой: "3С целью обеспечения возможности проведения испытания "Подтягивание из виса на высокой перекладине" занимающихся различного роста Заказчику необходима минимальная высота перекладины более 2200 мм".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения согласно которым:
"Также прошу обратить внимание, что по позиции 4 Приложения N 4 к Описанию объекта закупки (Техническое задание) Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119, Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044 оценка предлагаемых значений будет производится по значениям, установленным КТРУ, без учета информации, указанной по сноске 3".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчиков, Уполномоченного органа в части установления указанных характеристик для товара "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044" подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчиков, Уполномоченного органа нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спортивные площадки" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 05.06.2023 N 050/06/105-18219/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 июня 2023 г. N 050/06/105-18219/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2023