Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Другалевой Кристины Сергеевны (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Управления Федеральной налоговой службы по Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку климатического оборудования, включая монтаж и установку, в помещениях серверной и кроссовой административного здания Управления, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Молодежная, д.32 (извещение N 0348100029523000011 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 19.05.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 987 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 29.05.2023;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
1) Заказчиком в Приложении N1 к Описанию объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам товара "Бытовой кондиционер (тип 1)" по показателю "Тип хладагента кондиционера (обусловлено необходимостью минимизации негативного эффекта на окружающую среду)" установлено значение "R410А,R32", по показателю "Класс фильтра внутреннего блока с хладагентом R32 (обусловлено повышением функциональности товара)" установлено значение "Должен быть G3", по показателю "Класс фильтра внутреннего блока с хладагентом R410А (обусловлено повышением функциональности товара)" установлено значение "Должен быть G4".
Кроме того, для товара "Бытовой кондиционер (тип 2)" по показателю "Тип хладагента кондиционера (обусловлено необходимостью минимизации негативного эффекта на окружающую среду)" установлено значение "Тип хладагента кондиционера (обусловлено необходимостью минимизации негативного эффекта на окружающую среду)", по показателю "Тип воздушного фильтра при хладагенте R32 (обусловлено повышением функциональности товара)" установлено значение "Должен быть М6", по показателю "Тип воздушного фильтра при хладагенте R410A (обусловлено повышением функциональности товара)" установлено значение "Должен быть М5".
Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено в том числе следующее:
"Применение в описании объекта знака пунктуации "," означает, что участник должен выбрать, определить одно конкретное значение технического параметра и указать его в своей заявке.
При описании товара, использование участником закупки слов "или эквивалент" не допускается. Если показатели и значения характеристик товаров и/или материалов, установленные в требованиях извещения об осуществлении закупки, не применяются для указанного участником закупки типа, вида, класса или конструктивного исполнения товара и/или материала в соответствии с нормативно-технической документацией и требованиями заказчика, участник закупки указывает значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие неприменяемого показателя и его значения, а именно: "не применяется".
Изучив документы сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления подобным образом требований к характеристикам товара с учетом положений инструкции вводят участников закупки в заблуждение, и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2) Заказчиком в Приложении N1 к Описанию объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам товара "Бытовой кондиционер (тип 1)" по показателю "Рабочая температура наружного воздуха (обусловлено необходимостью соответствия поставляемого товара сезонным температурам в месте нахождения заказчика)" установлено значение "Не выше -40 °С _.не ниже +40 °С".
Вместе с тем, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено в том числе следующее:
"Если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены максимальные значения (сопровождаются словами "не более", "не больше", "не выше", "не превышает", знак "не>", "не лучше") участнику закупки необходимо указать конкретные значения технических параметров, равные или меньшие значений, установленных извещением об осуществлении закупки.
Если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "не ниже", "не меньше", "не уже", знак "не <", "не ранее", "не хуже") участнику закупки необходимо указать конкретные значения технических параметров, равные или превышающие значения, установленные извещением об осуществлении закупки.
При установлении минимальных и максимальных значений показателей с использованием знака "_" означает требование указания диапазона значения в рамках установленных минимальных и максимальных значений, при этом крайние значения не включены в диапазон допустимых значений, если дополнительно применяются слова "не ниже", "не выше" то применяются данные словосочетания в соответствии с данной инструкцией".
Изучив документы сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления подобным образом требований к характеристикам товара с учетом положений инструкции вводят участников закупки в заблуждение, и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3) Заказчиком в Приложении N1 к Описанию объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам товара "Бытовой кондиционер (тип 1)" по показателю "Количество фаз внутреннего блока кондиционера (обусловлено необходимостью соблюдения стандартов электропитания поставляемого товара)" установлено значение "3\1 шт".
Вместе с тем, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено в том числе следующее:
"Применение в описании объекта закупки знака "\", означает, что участник закупки должен указать один параметр, одно конкретное неизменяемое значение (один технический параметр) и указать его в своей заявке".
Изучив документы сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления положений инструкции подобным образом вводят участников закупки в заблуждение, и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4) Заказчиком в Приложении N1 к Описанию объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам товара "Бытовой кондиционер (тип 1)" по показателю "Расход воздуха секции вентилятора внутреннего; наружного блока* (обусловлено необходимостью контроля микроклимата в помещении)" установлено значение "не более 8000 м3/ч", по показателю "Количество компрессоров; контуров внутреннего блока*(обусловлено повышением функциональности товара)" установлено значение " 1 шт".
Вместе с тем, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено в том числе следующее:
"Требование о предоставлении КОНКРЕТНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ также относится при одновременном использовании слов и символов: "<", ">", "", "
", "не
", "не
", "не <", "не>", "запятая", слов "не менее", "не меньше", "меньше", "менее", "не более", "не больше", "больше", "более", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не превышает", "или", "превышает", "до", "от" (в т.ч. со словами "должен быть" (с учетом всех форм слов)) в различных вариациях между собой.
Если в требуемом наименовании параметра, присутствует знак "*" и указаны требования со словосочетаниями "более", "больше", "выше", "не менее", "свыше", ">", "не ", "не должно (-ен, -а, -ы) быть менее", "не должно (-ен, -а, -ы) быть
", "
", "не <", "не должно (-ен, -а) быть <", "
", "не >", "не должно (-ен, -а, -ы) быть >", "менее", "меньше", "не более", "ниже", "<", "не
", "не должно (-ен, -а, -ы) быть более", "не должно (-ен, -а, -ы) быть
" , " от" , "до" то участник закупки должен выбрать, определить для каждого параметра, конкретное значение (каждый технический параметр) , применяя данные словосочетания и знаки в соответствии с данной инструкцией".
Изучив документы сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления положений инструкции подобным образом вводят участников закупки в заблуждение, и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В пункте 4 Правил использования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Пунктом 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является "Поставка климатического оборудования, включая монтаж и установку, в помещениях серверной и кроссовой административного здания Управления, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Молодежная, д.32".
Вместе с тем, на заседании комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, Заказчиком закупается товар "Кондиционер бытовой", в отношении которого предусмотрена соответствующая позиция КТРУ - 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой".
Согласно вышеуказанной позиции КТРУ характеристиками товара являются "Вид блока кондиционера", "Дополнительные функции", "Инверторный тип кондиционера", "Класс энергоэффективности (в режиме нагрева)", "Класс энергоэффективности (в режиме охлаждения)", "Мощность в режиме нагрева", "Мощность в режиме охлаждения", "Наличие антибактериального фильтра", "Наличие системы антиобледенения", "Наличие фильтров грубой очистки воздуха", "Наличие фильтров тонкой очистки воздуха", "Режим работы кондиционера", "Тип внутреннего блока" в том числе обязательными "Вид кондиционера".
При этом, согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте для вышеуказанной позиции КТРУ по показателю "Вид блока кондиционера" установлены значения "Внутренний", "Наружный".
Вместе с тем, Заказчиком в Приложении N1 к Описанию объекта закупки для товара "Бытовой кондиционер" по показателю "Вид блока кондиционера (характеристика включена в описание товара в КТРУ)" установлено значение "Наружний", по показателю "Вид блока кондиционера (характеристика включена в описание товара в КТРУ)" установлено значение "Внутренний".
При этом, для товара "Бытовой кондиционер" установлены в том числе следующие показатели: "Расход воздуха секции вентилятора внутреннего; наружного блока* (обусловлено необходимостью контроля микроклимата в помещении)", "Количество фаз внутреннего блока кондиционера (обусловлено необходимостью соблюдения стандартов электропитания поставляемого товара)", "Напряжение электропитания наружного блока (обусловлено необходимостью соблюдения стандартов электропитания поставляемого товара", "Номинальная потребляемая мощность наружного блока(обусловлено необходимостью контроля за энергопотреблением поставляемого товара)".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования к характеристикам товара подобным образом вводят участников закупки в заблуждение, что противоречит Правилам и положениям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя является обоснованными.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Другалевой Кристины Сергеевны обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела от 01.06.2023 N 050/06/105-18326/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 июня 2023 г. N 050/06/105-18326/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2023