Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "РЕПУТАЦИЯ ПРАВА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Истра Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение)при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по сносу (демонтажу) самовольно (незаконно) возведенного объекта капитального строительства, пристроенного с восточной части к многоквартирному дому по адресу: Московская область, городской округ Истра, г. Истра, ул. Главного конструктора Адасько, д.2 (извещение N 0848300048223002239 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего положения извещения о проведении Конкурса в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте -12.05.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 333 842,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 30.05.2023.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса неправомерно установлено требование о членстве участников закупки в саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пункту 24 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 к капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, в том числе, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также смена ограждающих строительных конструкций, а именно ветхих оконных и дверных блоков.
Так, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Частью 5 статьи 55.31 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является "Выполнение работ по сносу (демонтажу) самовольно (незаконно) возведенного объекта капитального строительства, пристроенного с восточной части к многоквартирному дому по адресу: Московская область, городской округ Истра, г. Истра, ул. Главного конструктора Адасько, д.2" с начальной максимальной ценой контракта 5 333 842,00 рублей.
На заседании Комиссии установлено, что извещении о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее:
"4 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
1. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252", в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. N 252, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц. Представление информации или документов, подтверждающих о соответствии участника закупки вышеуказанному требованию, не требуются. 2. Участник закупки должен быть действующим членом саморегулируемой организации в области строительства, имеющей компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированные в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса РФ. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации в области строительства, по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных ст. 60 Градостроительного Кодекса РФ, должен соответствовать ст. 55.16 Градостроительного Кодекса РФ. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Требования не распространяются на предложения цены контракта 1 млн. рублей и менее в соответствии с ч. 5 ст. 55.31 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также на лиц, указанных в ч. 6 ст. 55.31 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Основание: ч. 4 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с положениями ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ, ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации. Требование к подтверждающему документу не установлено".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Любое физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему на том или ином праве земельном участке снос объектов капитального строительства, признается в целях применения норм градостроительного законодательства застройщиком (п.16 ст. 1Градостроительного кодекса РФ, далее - ГрК РФ).
Положениями ч. 4 ст. 55.31 ГрК РФ, содержащимися в данной главе, предусмотрено, что работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями (далее - ИП) или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства (далее - СРО), если иное не установлено указанной статьей.
Первое исключение из данного правила предусмотрено этой же частью, из которой следует, что членство в СРО не требуется тем ИП и юридическим лицам, которые заключают договоры подряда на снос здания с лицами, которые не являются застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения. Иными словами, данной нормой из-под действия указанного правила изымаются субподрядчики, заключающие договоры на снос с генеральными подрядчиками, имеющими членство в СРО.
Также СРО для сноса не требуется тем подрядчикам, цена каждого договора с которыми не превышает 1 000 000 рублей (ч. 5 ст. 55.31 ГрК РФ).
Помимо этого, перечень случаев, в которых требование о наличии СРО не является обязательным, содержится в п. 6 ст. 55.31 ГрК РФ.
Анализ этой части показывает, что первые ее четыре пункта делают исключение из правила о наличии СРО для определенных категорий юридических лиц, которые выступают подрядчиками по договорам, заключаемым с определенными субъектами, и лишь пятый пункт устанавливает исключение для сноса ряда объектов, на строительство которых не требуется получения разрешения в соответствии со ст. 51 ГрК РФ.
Заказчиком работ по сносу выступает Администрация городского округа Истра (казенное учреждение), которой здание принадлежит на праве оперативного управления, а земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования.
Следовательно, такое казенное учреждение с точки зрения ГрК РФ признается застройщиком и заключающий с ним договор на снос здания подрядчик по общему правилу должен иметь членство в СРО.
При этом муниципальные казенные учреждения не поименованы в ч. 6 ст. 55.31 ГрК РФ в числе тех заказчиков, заключение договора с которыми исключает необходимость для определенных субъектов, выступающих на стороне подрядчика, иметь членство в СРО.
В связи с изложенным, членство в СРО не является необходимым для подрядчика лишь только в том случае, если цена договора подряда составляет не более одного миллиона рублей либо подлежащий сносу объект относится к объектам, поименованным в п. 1-3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ".
Изучив документы и сведения, размещённые на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования о членстве участников закупки в саморегулируемой организации не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Заявителем на заседании Комиссии доказательств обратного не представлено.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕПУТАЦИЯ ПРАВА" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 2 июня 2023 г. N 050/06/105-18568эп/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023