Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Игнатьевой Ольга Александровны (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Домодедовская центральная районная больница" (далее - Заказчик)при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку реагентов сложных диагностических для биохимических исследований (извещениеN 0348300029123000117 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 19.05.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 315 774,30 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 29.05.2023;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены характеристики товара, не предусмотренные положениями Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупи является поставка реагентов сложных диагностических для биохимических исследований.
1) Заказчиком в Техническом задании установлены требования к техническим характеристикам товара "Глюкоза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ", в отношении которого предусмотрена соответствующая позиция КТРУ 21.20.23.110-00000187 "Глюкоза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ".
Согласно вышеуказанной позиции КТРУ обязательными характеристиками товара являются "Количество выполняемых тестов", "Назначение".
Вместе с тем, Заказчиком в Техническом задании для товара ""Глюкоза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ" установлена в том числе следующая дополнительная характеристика "Линейность в диапазоне не уже: 0,06 - 22,2 ммоль/л".
Кроме того, Заказчиком в Техническом задании размещено обоснование применение дополнительных характеристик для поставляемого товара:
"Линейность - важная аналитическая характеристика реагента, показывающая в каком диапазоне возможно определение без повторной постановки теста, без предварительного разведения. Требуемый диапазон линейности (не менее указанного) соответствует потребности лаборатории и определяется многолетней практикой".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"техническое описание объекта закупки, а именно дополнительные характеристики на реагенты для работы на биохимических анализаторах, содержащее требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемых товаров составлены учитывая требования ГОСТ Р 51088-97 Государственный стандарт Российской Федерации "Наборы реагентов для клинической лабораторной диагностики"
Общие технические условия
1. Область применения
настоящий стандарт распространяется на наборы реагентов для клинической лабораторной диагностики (далее - наборы) природного или искусственного происхождения, предназначенные для применения в медицинской и научно-исследовательской практике и используемые в клинико-диагностических, биохимических, иммунологических и генодиагностических лабораториях медицинских учреждений при проведении любых диагностических исследований in vitro, а также на составные части этих наборов, имеющие функциональное медицинское назначение и изготовляемые отдельно.
3. определения: в настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
чувствительность: наименьшее количество анализируемого вещества (или активности фермента, или копий участка генома), определяемое с помощью данного набора.
специфичность: способность данной аналитической системы (набора) определять только то вещество (или активность фермента, или участок генома), для которого эта система (набор) предназначена.
"линейность": отклонение значения концентрации определяемого вещества (или активности фермента) от теоретического в диапазоне рабочих концентраций.
5. технические требования:
5.4 в технических условиях на наборы конкретных видов должны быть установлены необходимые метрологические характеристики и регламентированы требования к реагентам и составным частям, входящим в набор, с указанием значений показателей состава, квалификации, сорта либо марки, а также нормативных документов, в соответствии с которыми они выпускаются.
Метрологические характеристики:
к основным метрологическим характеристикам, определяющим область применения си, относятся диапазон измерений (линейность) и порог чувствительности. диапазон измерений - область значений величины, в пределах которых нормированы допускаемые пределы погрешности.
Надежные результаты - широкий диапазон линейности, хорошая воспроизводимость и защищенность от интерференции.
Обоснование что надо учитывать дополнительные характеристики, не включенные в КТРУ, а именно линейность и объем закупаемых реагентов представлено в Таблице
Набор реагентов с характеристиками заказчика |
линейность прописанная заказчиком |
широкий диапазон линейности позволяет в кротчайшие сроки выполнить исследование |
объем реагента прописанного заказчиком |
нет необходимости дополнительно закупать реагенты |
Набор реагентов отличный от характеристик заказчика |
линейность намного уже, чем требует заказчик |
при патологии требуется разведение |
в следствии этого время исследования увеличивается время (+ 20-25 мин) и увеличивается расход реагента |
Время выдачи результата увеличивается до 40 минут, при каждом разведении, задерживается выдача ответа. Происходит увеличение общего количества реагентов, что несет дополнительные траты. Неизбежна закупка дополнительного кол-ва контролей и калибраторов. |
объем реагента меньше прописанного заказчиком |
возрастает общее кол-во необходимых реагентов |
реагент быстрее заканчивается, увеличивается количество калибровок и постановок контролей |
Данная таблица наглядно показывает, что линейность реагента это одни из важнейших функциональных, технических и качественных характеристик реагентов, что и должно быть указано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки.
Характеристики, используемые в Техническом задании данной закупки, никак не ограничивают участников закупки, т.к. в нем представлена возможность поставки не оригинальных реагентов к имеющимся в лаборатории анализаторам, а именно "При отсутствии автоматической регистрации реагента на борту необходимо наличие дополнительных флаконов, подходящих в ротор автоматического биохимического анализатора FURUNO CA-400" и "При несовместимости флаконов с ротором автоматического биохимического анализатора САПФИР 400, эксплуатируемым Заказчиком, необходимо обеспечить наличие дополнительных флаконов, подходящих в ротор автоматического биохимического анализатора САПФИР 400", что говорит о рассмотрении заявок от различных производителей.
Так же для подтверждения представляем сравнительную таблицу, из которой наглядно видно, что технические характеристики, в том числе и линейность у разных производителей входит в рамки требуемых значений Заказчика (представленные данные взяты из открытых источников)".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика в части установления требовании к характеристикам товара не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Аналогичным образом, Заказчиком не допущены нарушения в части установления требовании к характеристикам товаров по позициям N 3, N 4, N 7, N 11.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2) Заказчиком в Техническом задании установлены требования к техническим характеристикам товара "Множественные липидные аналиты ИВД, контрольный материал", в отношении которого предусмотрена соответствующая позиция КТРУ 21.20.23.110-00007194 "Множественные липидные аналиты ИВД, контрольный материал".
Согласно вышеуказанной позиции КТРУ обязательными характеристиками товара являются "Назначение".
Вместе с тем, Заказчиком в Техническом задании для товара ""Глюкоза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ" установлена в том числе следующие дополнительные характеристики "Специальный лиофилизированный контрольный материал, изготовленный на основе человеческой сыворотки и предназначенный для проведения внутрилабораторного контроля качества при определении Аполипопротеина А1, Аполипопротеина В, Холестерина, ЛПВП, ЛПНП, Свободных жирных кислот, Фосфолипидов, Триглицеридов на биохимических анализаторах. Значения аналитов в контрольной сыворотке уровня 1 соответствуют низким значениям. Стабильность в невскрытых флаконах: до конца срока годности при температуре +2°С - +8°C. Стабильность аналитов в растворенной контрольной сыворотке 30 дней при -20°С (для Свободных жирных кислот 7 дней при +2°С - +8°C). Фасовка: не менее 1 флакона по не менее 3 мл.".
Кроме того, Заказчиком в Техническом задании размещено обоснование применение дополнительных характеристик для поставляемого товара:
"Аттестованные значения показателей - необходимы для контроля правильности и воспроизводимости результатов при проведении их определения
Изготовлен на основе человеческой матрицы - выполнение тестов будет проводиться в образцах крови человека, потребность лаборатории - контроль максимально приближенный к исследуемому образцу.
Значения аналитов (норма) - в соответствии с потребностью заказчика к проведению контроля качества, согласно Приказу N 220 контроль качества должен проводиться с использованием контрольных материалов с аттестованными значениями в области нормальных и патологических значений.
Стабильность параметров аналитов в растворенной контрольной сыворотке - высокая стабильность после восстановления позволит использовать контроль в течение более длительного времени, более низкая стабильность аналита приведет к более частой смене флакона, большему расходу контроля и как следствие нецелесообразному расходованию денежных средств.
Фасовка - в соответствии с потребностью заказчика, определяемой спецификой выполнения контроля качества"
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Доводы клинических примеров заявителя, а не акцент на функциональные, технические и качественные характеристики реагентов только доказывает, что реагенты данного производителя мало прошли испытания и качество реагентов, не соответствует стандартам по требованиям ГОСТ Р 51088-97.
Допустимо, что контрольные материалы и калибраторы множественных аналитов необходимы для всех закупаемых аналитов. При наличии мультикалибратора нет необходимости закупать на каждый аналит контрольные материалы и калибраторы. А мультикалибраторы имеются у большинства производителей реагентов для биохимии (ЭРБА,Вектор-Бест,Дируй,Миндрей и др.):
Указанные калибраторы и контрольные материалы множественных аналитов никаким образом не указывают на производителя ни по коду КТРУ 21.20.23.110-00002947 для анализаторов открытого типа, ни по техническим характеристикам: "Лиофилизированный универсальный мультикалибратор на основе сыворотки человека. Предназначен для калибровки фотометрических систем при определении не менее 30 биохимических параметров: Азот мочевины, Аланинаминотрансфераза, Альбумин, -Амилаза (EPS-G7 метод), Аспартатаминотрансфераза, Белок общий, Билирубин общий, Билирубин прямой, Гамма-ГТ,
-ГБДГ, Глутаматдегидрогеназа, Глюкоза, Железо (Ферен), Кальций, Креатинин, Креатинкиназа, Лактат, Лактатдегидрогеназа (DGKC), Липаза, Магний, Мочевая кислота, Мочевина, НЖСС, Панкреатическая амилаза (EPS-G7 метод), Триглицериды, Фосфатаза щелочная (DGKC), Фосфор, Хлориды, Холестерин, Холинэстераза. Стабильность в невскрытых флаконах: до конца срока годности при температуре +2°С - +8°С. Стабильность аналитов в растворенном калибраторе при замораживании: не менее 30 дней, билирубин - не менее 14 дней. Фасовка: не менее 6 х 3 мл."
Все реагенты, закупаемые Заказчиком, соответствуют стандартам оказания медицинской помощи, ГОСТ, а также технической оснащенности Заказчика, и если реагенты, приведенные Заявителем, не закупаются (реагенты для определения НЖСС, Липазы, -ГБДГ, Глутаматдегидрогеназы, Холинэстеразы и так далее), то соответственно нет необходимости в проведении данных исследований или данные исследования отданы на аутсорсинг".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика в части установления требовании к характеристикам товара не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Аналогичным образом, Заказчиком не допущены нарушения в части установления требовании к характеристикам товаров по позициям N 27, N 49, N 50, N 52, N 53, N54.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, совокупности характеристик, установленных Техническом задании, соответствует товар единственного производителя.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
По мнению Заявителя, совокупности характеристик, установленных в Техническом задании для товаров по позициям N 26, N 27, N 49, N 50, N 52, N 53, N 54 соответствует оборудование единственного производителя "ДиаСис Диагностик Системз ГмбХ, Германия.
При этом, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о возможности поставки указанного товара иных производителей, соответствующих требованиям Технического задания.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя являются обоснованным.
3. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "Поставка реагентов сложных диагностических для биохимических исследований".
На заседании Комиссии установлено, что в Техническом задании извещения о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам поставляемых товаров.
Вместе с тем, изучив документы и сведения, Комиссия установила, что в извещении о проведении Аукциона отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в закупке, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Игнатьевой Ольга Александровны частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 02.06.2023 N 050/06/105-18218/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 2 июня 2023 г. N 050/06/105-18218/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023