Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение ООО "Спортивные площадки" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Заказчиков, Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке основания, приобретению и установке футбольного поля (мини-стадиона) (извещение N 0148200005423000319 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
23.05.2023 на Официальном сайте размещена жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Конкурса.
24.05.2023 на Официальном сайте размещены сведения об отзыве жалобы Заявителя на действия (бездействие) Заказчиков, Уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчиков, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 18.05.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 208 541 044,04 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 05.06.2023.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиками, Уполномоченным органом в извещении о проведении Конкурса неправомерно установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления N 617 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В Приложении N 5 к контракту Описания объекта закупки установлены в том числе следующие требования к оборудованию и покрытию футбольного поля (мини-стадиона):
"4.2 Товары, поставляемые при выполнении работ, будут приняты Заказчиком к бухгалтерскому учету (поставлены на баланс).
4.3 Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, приведены в Приложении N 4 к Описанию объекта закупки (Техническое задание)".
Заказчиками в извещении о проведении Конкурса установлено в том числе следующее:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
Согласно Приложению N 4 к Описанию объекта закупки исполнителю по контракту необходимо поставить товары "Скамья горизонтальная гимнастическая с фиксацией ступней для выполнения испытания "Поднимание туловища из положения лежа на спине", ОКПД2 32.30.14.119, КТРУ 32.30.14.119-00000060", "Скамья горизонтальная гимнастическая, к которой прикреплены измерительные линейки ("+" и "-") для выполнения испытания "Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье", ОКПД2 32.30.14.119 КТРУ 32.30.14.119-00000058", "Комплекс для выполнения испытания "Прыжок в длину с места толчком двумя ногами" с нанесенной разметкой не менее чем на 320 см, ОКПД2 32.30.14.119", "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044", "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044", "Помост для выполнения испытания "Сгибание - разгибание рук в упоре лежа на полу" ОКПД2 32.30.14.119 КТРУ 32.30.14.119-00000046", "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044", относящиеся к коду ОКПД2 32.30.14.119 "Инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой прочий, не включенный в другие группировки".
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные товары включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 617.
Таким образом, действия Заказчиков, Уполномоченного органа в части установления ограничений допуска отдельных видов промышленных товаров в соответствии с Постановлением N 617 не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиками, Уполномоченным органом в извещении о проведении Конкурса неправомерно установлены условия допуска товаров в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1 к Приказу N 126н (далее - Приложение к Приказу N 126н).
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиками в извещении о проведении Конкурса установлены условия допуска в соответствии с Приказом N 126н.
Согласно Приложению N 4 к Описанию объекта закупки исполнителю по контракту необходимо поставить товары "Скамья горизонтальная гимнастическая с фиксацией ступней для выполнения испытания "Поднимание туловища из положения лежа на спине", ОКПД2 32.30.14.119, КТРУ 32.30.14.119-00000060", "Скамья горизонтальная гимнастическая, к которой прикреплены измерительные линейки ("+" и "-") для выполнения испытания "Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье", ОКПД2 32.30.14.119 КТРУ 32.30.14.119-00000058", "Комплекс для выполнения испытания "Прыжок в длину с места толчком двумя ногами" с нанесенной разметкой не менее чем на 320 см, ОКПД2 32.30.14.119", "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044", "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044", "Помост для выполнения испытания "Сгибание - разгибание рук в упоре лежа на полу" ОКПД2 32.30.14.119 КТРУ 32.30.14.119-00000046", "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044", относящиеся к коду ОКПД2 32.30.14.119 "Инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой прочий, не включенный в другие группировки" и включенные в Приложение к Приказу N 126н.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчиков, Уполномоченного органа в части установления условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Приказом N 126н не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиками в Приложении N 4 к Описанию объекта закупки для товара "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044" по показателю "Минимальная высота перекладины3" установлено значение " 1500".
Вместе с тем, Заказчиками по указанному показателю установлена сноска согласно которой: "3С целью обеспечения возможности проведения испытания "Подтягивание из виса на высокой перекладине" занимающихся различного роста Заказчику необходима минимальная высота перекладины более 2200 мм".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения согласно которым:
"Также прошу обратить внимание, что по позиции 4 Приложения N 4 к Описанию объекта закупки (Техническое задание) Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119, Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044 оценка предлагаемых значений будет производится по значениям, установленным КТРУ, без учета информации, указанной по сноске 3".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчиков, Уполномоченного органа в части установления указанных характеристик для товара "Турник-перекладина, ОКПД2 32.30.14.119 Код позиции КТРУ 32.30.14.119-00000044" подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчиков, Уполномоченного органа нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Заказчикам, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как выдано ранее по делу от 05.06.2023 N 050/06/105-18208/2023.
3. Материалы дела от 05.06.2023 N 050/06/99-17912/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 июня 2023 г. N 050/06/99-17912/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023