Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РЕПУТАЦИЯ ПРАВА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Государственный университет просвещения" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по образовательной подготовке и сопровождению сборной команды Российской Федерации для участия в международной олимпиаде по математике и информатике в 2023 году (извещение N 0348200061523000012 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение о проведении Конкурса размещено 11.05.2023;
2. начальная (максимальная) цена контракта - 12 002 600,00 рублей;
3. дата окончания подачи заявок - 29.05.2023.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом закупки является "Оказание услуг по образовательной подготовке и сопровождению сборной команды Российской Федерации для участия в международной олимпиаде по математике и информатике в 2023 году".
1) В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Оцениваются представленные участником закупки договоры, которые приложены в составе заявки и указаны в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (приложение 1 к порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе)".
Вместе с тем, в Приложение 1 к порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлена "Рекомендованная форма "Квалификация участников закупки".
Кроме того, Заказчиком в Требования к содержанию и составу заявки установлено, в том числе следующее:
"Рекомендуемая форма сведений и информации, подтверждающих квалификацию участника электронного конкурса указана в Приложении к файлу "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Участник закупки может предоставить документы и информацию, подтверждающие квалификацию участника конкурса в иной форме по своему усмотрению".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не ограничивают участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Требования к документам для оценки показателя:
Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
- наличие исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по подготовке к всероссийской олимпиаде школьников и/или оказание услуг по организации подготовки онлайн-олимпиад и/или иных мероприятий по подготовке школьников к олимпиадам".
Вместе с тем, в Критериях оценки не раскрыто содержание понятия "иных мероприятий", что не позволяет определить, каким образом будут оцениваться заявки участников закупки по данному показателю.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что представление в качестве подтверждения наличия опыта контрактов (договоров) исключительно по подготовке школьников исключает возможность представлять контракты сопоставимые с предметом закупки, в том числе по подготовке к олимпиадам студентов.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколкова").
Согласно Извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является оказание услуг по образовательной подготовке и сопровождению сборной команды Российской Федерации для участия в международной олимпиаде по математике и информатике в 2023 году.
В Приложении N 1 к Извещению "Описание объекта закупки" установлены в том числе следующие требования к характеристикам объекта закупки, порядку оказания услуг:
"1.1. Проведение образовательной программы учебно-тренировочных сборов для членов сборных команд Российской Федерации
Исполнитель для кандидатов в сборную команду Российской Федерации по математике и информатике для участия в международной олимпиаде по математике и информатике обеспечивает проведение не менее 2 учебно-тренировочных сборов по математике и не менее одних учебно-тренировочных сборов по информатике в очном формате или с использованием информационно-коммуникационных технологий (дистанционно).
К работе привлекаются преподаватели образовательных организаций высшего образования и(или) дополнительного профессионального образования, и (или) педагоги системы общего и дополнительного образования по соответствующему общеобразовательному предмету.
В случае проведения учебно-тренировочных сборов в очном формате Исполнителем должно быть обеспечено проживание (не более 4-местного) и 3-х разовое горячее питание участников учебно-тренировочных сборов.
Исполнитель должен организовать 3-х разовое горячее питание участников и преподавателей учебно-тренировочных сборов с учетом требований, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.11.2001 N 36 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с "СанПиН 2.3.2.1078-01. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001).
Образовательная программа учебно-тренировочных сборов должна быть реализована на базе образовательной организации высшего образования и (или) организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования, материально-техническая база которых позволяет провести все мероприятия, предусмотренные программами.
1.2. Проведение образовательной программы установочных сборов для членов сборной команды Российской Федерации по математике
Исполнитель должен:
- обеспечить каждого участника раздаточными материалами в количестве, соответствующем числу участников установочных сборов по каждому предмету. Раздаточные материалы должны включать комплект заданий (задач), программу сборов;
- обеспечить каждого участника оборудованием для теоретических и практических занятий;
- предоставить учебную аудиторию (не менее 1 аудитории) вместимостью не менее чем на 10 человек для проведения занятий, оснащённую не менее чем 1 компьютером с презентационным оборудованием и доступом к Интернету;
- привлечь не менее 3 преподавателей по математике для проведения теоретических и практических занятий по соответствующему общеобразовательному предмету. К работе на установочных сборах должны быть привлечены преподаватели образовательных организаций высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования, и (или) педагоги системы общего и дополнительного образования по соответствующему общеобразовательному предмету.
1.3. Обеспечение участия сборной команды Российской Федерации в международной олимпиаде по математике
Исполнителем должно быть обеспечено участие сборной команды Российской Федерации в международной олимпиаде по математике в очном формате или с использованием информационно-коммуникационных технологий (дистанционно).
Исполнителем должно быть обеспечено пребывание членов сборной команды Российской Федерации по математике и лиц, их сопровождающих, в стране, в которой проводится международная олимпиада, или в месте сбора команды (в случае, если мероприятие проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий (дистанционно)), в том числе обеспечен оптимальный режим сна и отдыха, а также:
- проживание и питание участников и сопровождающих их лиц;
- трансфер участников и сопровождающих лиц (от места отправления сборной команды до места проведения международных олимпиад и обратно);
- медицинское страхование на весь срок проведения международной олимпиады (не менее 5 (пяти) дней в странах, в которых проводятся международные олимпиады);
- визовая поддержка получения въездных виз в страну, проводящую международную олимпиаду.
Сведения об участниках международной олимпиады по математике и сопровождающих лицах, а также их контактные данные предоставляются Заказчиком по запросу Исполнителя не позднее 20 дней до даты проведения олимпиады.
Исполнитель должен осуществить транспортное обеспечение сборной команды Российской Федерации для участия в международной олимпиаде по математике.
Исполнитель должен забронировать и обеспечить билетами сборные команды Российской Федерации при условии очного формата участия в международных олимпиадах по математике.
Исполнитель должен своевременно забронировать и обеспечить членов сборных команд билетами в экономическом классе на прямые рейсы авиаперелета, следующие из г. Москвы (Россия) (с наименьшим временем нахождения в пути следования) до места назначения, а в случае их отсутствия на рейсы с наименьшим количеством пересадок, занимающих наименьший промежуток времени, без пересадок в ночное время".
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии таких лицензий является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении контракта на выполнение работ (оказание услуг), предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь субподрядчика (соисполнителя), обладающего соответствующими документами.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что образовательные услуги составляют часть работ, включенных в объект закупки.
При этом, в Приложении N 1 к Извещению "Описание объекта закупки" отсутствует требование к исполнителю о наличие лицензии на образовательную деятельность, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕПУТАЦИЯ ПРАВА" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 05.06.2023 N 050/06/105-18572/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 июня 2023 г. N 050/06/105-18572/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023