Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙКОМ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации Талдомского городского округа Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казённого учреждения "Центр управления закупками" Талдомского городского округа (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на благоустройство территории по адресу: Московская область, г. Талдом, ул. 8 Марта (сквер Совхоз) (извещение N 0848300060623000212 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего Извещение о проведении Конкурса в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещение о проведении Конкурса, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 24.05.2023;
1) начальная (максимальная) цена контракта - 10 628 938,12 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 05.06.2023;
3) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки, 2 из которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является благоустройство территории по адресу: Московская область, г. Талдом, ул. 8 Марта (сквер Совхоз).
Заказчиком в составе извещения о проведении Конкурса размещен файл "Приложение N 4 - Форма_2", содержащий форму требований Заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам поставляемого товара, и предложения участника закупки в отношении объектов закупки и инструкция по ее заполнению.
Вместе с тем, Заказчиком в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке не установлены требования о предоставлении конкретных показателей поставляемого товара в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления требование о предоставлении конкретных показателей товаров в составе заявки на участие в Конкурсе ограничивают участников в закупке и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки установлены неправомерные требования к закупаемому товару, ограничивающие количество участников закупки, а также ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки с указанием на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент"
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом закупки является благоустройство территории по адресу: Московская область, г. Талдом, ул. 8 Марта (сквер Совхоз).
Заказчиком в Приложение N 4 к Описанию объекта закупки установлены требования к техническим, функциональным, эксплуатационным и иным характеристикам поставляемого товара, в том числе следующие:
- для товара "Скамейка тип 1" по показателю "Угол наклона" установлено значение "Сидения к спинке<2 и спинки к заднему торцу от 1 до 10", по показателю "Конструкция подлокотников" установлено значение "Отдельный элемент, продолжение опор", по показателю "Переход спинки на задний торец" установлено значение "Должен быть плавный; на угол до 90°";
- для товара "Скамейка тип 2" по показателю "Угол наклона" установлено значение "Сидения к спинке<2; спинки к заднему торцу<10", по показателю "Расположение подлокотников" установлено значение "Параллельны уровню земли сечением от 40х40 или отсутствуют", по показателю "Расстояние между материалами сидения и спинки" установлено значение "2-5"; по показателю "Материал подлокотников" установлено значение "Стальной прямоугольный профиль, пиломатериал. Скругленные углы", по показателю "Форма сечения скамьи" установлено значение "Сидение. изогнутое к земле или прямое. Спинка. изогнута к заднему торцу, прямая", по показателю "Конструкция вертикальных опор" установлено значение "Должны иметь наклон передних и задних стоек. на угол не более 8";
- для товара "Скамейка тип 3" по показателю "Угол наклона спинки" установлено значение "Не более 5", по показателю "Опоры" установлено значение "Вертикальные стойки в виде ножек, замкнутые или "цельные от сидения до спинки, повторяют форму скамьи" или натуральный камень", по показателю "Конструкция вертикальных стоек опор" установлено значение "[П-образные] должны быть с наклоном ножек. передних, задних"; по показателю "Форма сидения" установлено значение "Изогнутая к земле или прямая"; по показателю "Фактура опор из натурального камня" установлено значение "Мрамор, гранит или галька".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком Приложение N 4 к Описанию объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"При указании конкретных значений, для каждого требования инструкции (союзов, слов, символов), участнику следует учитывать каждое отдельное требование инструкции, в том порядке, в котором они установлены, в т.ч. при их одновременном применении. При указании в документации о закупке товарных знаков товаров считать описание объекта с применением слов "или эквивалент", за исключением указания в настоящей документации о закупке случаев несовместимости товаров, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование".
Кроме того, на заседании Комиссии представителем Уполномоченного учреждения представлены письменные пояснения, согласно которым:
"Указанные в локальном сметном расчете товарные знаки/марки/модели/виды товаров установлены с целью обоснования цены и не устанавливают требований к товарам, поставляемым при выполнении работ по предмету контракта (договора), заключаемого по результатам торгов.
Все требуемые к поставке товары должны соответствовать требованиям Заказчика, установленным в Приложении 4 к описанию объекта закупки".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части формирования Описания объекта закупки подобным образом не ограничивают участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены сроки выполнения работ.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Заказчиком в Приложении 2 к контракту установлено, в том числе следующее:
"Срок начала исполнения вида работ Подрядчиком**: 0 дн. от даты исполнения обязательства-предшественника"Передача Подрядчику площадки пригодной площадки для выполнения работ";
Срок окончания исполнения вида работ Подрядчиком**: 91 дн. от даты исполнения обязательства-предшественника"Передача Подрядчику площадки пригодной площадки для выполнения работ".
Кроме того, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее:
"Дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта
Дата окончания исполнения контракта - 31.12.2023".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения представил письменные пояснения, согласно которым:
"Приложением N2 к контракту: Таблица 2.1 п. 4. Предусмотрены сроки начала и окончания исполнения вида работ Подрядчиком (т.е. требования непосредственно к срокам работ)
А в Извещении о закупке предусмотрены:
Дата начала и окончания исполнения контракта (т.е. требования к срокам действия контракта)".
Изучив положения извещения о проведении Конкурса, а также документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления подобным образом сроков выполнения работ не ограничивают участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙКОМ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Материалы дела от 05.06.2023 N 050/06/105-18687/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 июня 2023 г. N 050/06/105-18687/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023