Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ И ГЕОИЗЫСКАНИЙ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-клинический центр медицинской реабилитации и курортологии Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта капитального ремонта филиала (извещение N 0348100009523000002 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 05.03.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 80 000 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 29.05.2023;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки,
5) заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией принято неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Законом о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Законом о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.06.2023 NИЭОК3 (далее - Протокол) заявка Заявителя с идентификационным номером "113806724" признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса по следующим основаниям:
"Указание в первой части заявки на участие в закупке информации, предусмотренной п. 1, 3 и 4 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 5 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) В первой части заявки присутствует информация и документы об участнике закупки: наименование юридического лица".
Заказчиком в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе установлено в том числе следующее:
"Первая часть заявки на участие в электронном конкурсе должна содержать:
1) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) (включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Может не включаться в заявку в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком. Не включается в заявку в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира (включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
в) при установлении в извещении об осуществлении электронного конкурса критериев, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Федерального закона 44-ФЗ, заявка на участие в закупке может содержать предложение по расходам на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и по качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки. Отсутствие такого предложения не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона 44-ФЗ (Не включается в заявку в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства);
Первая часть заявки также может содержать иные информацию и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке".
Изучив заявку Заявителя, представленную на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не противоречит требованиям извещения о проведении Конкурса по основаниям, указанным в Протоколе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии в части признания заявки участника закупки несоответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу пункта 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по разработке проекта капитального ремонта филиала.
Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующим показателям "Качество работ по 1-му виду работ", "Качество работ по 2-му виду работ" показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено в том числе следующее:
"Оценка по показателю определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных и функциональных характеристиках объекта с описанием используемого оборудования, контроля качества выполненных работ, необходимых трудовых ресурсов.
При этом предложение участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником закупки на основе технического задания (Приложение к Извещению об осуществлении закупки "Техническое задание на выполнение работ") со всеми приложениями.
Предложение участника закупки о качественных и функциональных характеристиках объекта закупки оценивается при наличии детализированного описания, которое обязательно должно включать в себя следующие характеристики:
- трудовые ресурсы (рабочая сила), задействованные при выполнении определённых видов работ, с указанием профессиональных задач и имеющейся квалификации (уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника).
- действия (комплекс мер), включающие анализ совокупности свойств и характеристик выполнения работ и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества, а также мероприятия по организации системы контроля качества на объектах.
- оборудование, инвентарь, программное обеспечение и иные средства, используемые при выполнении работ.
В рамках показателя "Качество работ по 1-му виду работ" под видами работ понимаются следующие работы:
1 вид работ: Изыскания, обмеры и обследования, разработка эскизного проекта, разработка сметной документации и прохождение государственной экспертизы по проверке достоверности сметной стоимости (работы в соответствии с Приложением к Извещению об осуществлении закупки "Техническое задание на выполнение работ").
Описание качества по 1-му виду выполняемых работ признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание содержит описание всех оцениваемых характеристик, и такое описание в отношении оцениваемых характеристик соответствует положениям извещения о закупке.
В целях оценки заявок по показателю "Качество работ по 1-му виду работ" предложение о качественных характеристиках объекта закупки будет признано детализированным описанием используемого оборудования, контроля качества выполнения работ, необходимых трудовых ресурсов в случае, если такое описание будет содержать описание используемого оборудования, контроля качества выполнения работ, необходимых трудовых ресурсов, соответствующее требованиям настоящего пункта.
Единой комиссией не будет учитываться предложение, не содержащее детализированного описания по виду работ.
Непредставление сведений не является основанием для признания заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям извещения о закупке.
Оценка по показателю определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных и функциональных характеристиках объекта с описанием используемого оборудования, контроля качества выполненных работ, необходимых трудовых ресурсов.
При этом предложение участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником закупки на основе технического задания (Приложение к Извещению об осуществлении закупки "Техническое задание на выполнение работ") со всеми приложениями.
Предложение участника закупки о качественных и функциональных характеристиках объекта закупки оценивается при наличии детализированного описания, которое обязательно должно включать в себя следующие характеристики:
- трудовые ресурсы (рабочая сила), задействованные при выполнении определённых видов работ, с указанием профессиональных задач и имеющейся квалификации (уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника).
- действия (комплекс мер), включающие анализ совокупности свойств и характеристик выполнения работ и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества, а также мероприятия по организации системы контроля качества на объектах.
- оборудование, инвентарь, программное обеспечение и иные средства, используемые при выполнении работ.
В рамках показателя "Качество работ по 2-му виду работ" под видами работ понимаются следующие работы:
2 вид работ: Разработка Рабочей документации (работы в соответствии с Приложением к Извещению об осуществлении закупки "Техническое задание на выполнение работ"). Описание качества по 2-му виду выполняемых работ признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание содержит описание всех оцениваемых характеристик, и такое описание в отношении оцениваемых характеристик соответствует положениям извещения о закупке.
В целях оценки заявок по показателю "Качество работ по 2-му виду работ" предложение о качественных характеристиках объекта закупки будет признано детализированным описанием используемого оборудования, контроля качества выполнения работ, необходимых трудовых ресурсов в случае, если такое описание будет содержать описание используемого оборудования, контроля качества выполнения работ, необходимых трудовых ресурсов, соответствующее требованиям настоящего пункта.
Единой комиссией не будет учитываться предложение, не содержащее детализированного описания по виду работ.
Непредставление сведений не является основанием для признания заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям извещения о закупке".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки заявок участников закупки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является необъективным, поскольку не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.
В связи с изложенным действия Заказчика ненадлежащим образом установивших порядок оценки нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ И ГЕОИЗЫСКАНИЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Передать материалы дела от 06.06.2023 N 050/06/105-18739/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 июня 2023 г. N 050/06/105-18739/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023