Резолютивная часть решения объявлена 05.06.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08.06.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "__" А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"__"С.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"__"Ч.Г. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее ФКУЗ "Тувинская ПЧС" РПН):
- "__"О.С., действующий на основании доверенности от 01.06.2023 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - Индивидуального предпринимателя "__",
рассмотрев жалобу (вх. N 2130-ЭП/23 от 01.06.2023 года) Индивидуального предпринимателя "__" (620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 77, 40, ИНН: 380200093971) (далее ИП "__"З.П.) на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме N 0312100005423000082 "Разработка рабочей документации для строительства комплекса зданий г.Кызыл ФКУЗ "Тувинская ПЧС" РПН в рамках Федеральной программы "Санитарный щит"", начальная (максимальная) цена контракта: 8 982 440,00 рублей и в результате осуществления внеплановой документарной проверки, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о сообщении о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в разделе "Реестр жалоб" N 202300187300000330.
Согласно письменным доводам жалобы права и законные интересы ИП Тожибаева З.П. нарушены действиями государственного заказчика, который неправомерно установил в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме N 0312100005423000082 дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571.
До рассмотрения жалобы в адрес Тывинского УФАС России поступили письменные объяснения (вх. N 2157/23 от 02.06.2023 года) ФКУЗ "Тувинская ПЧС" РПН, согласно которым к частникам закупки установлены дополнительные требования в связи с необходимостью привлечения к процессу проектирования опытных специалистов.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержала ранее направленные письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу и возражение к ней, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения запроса котировок в электронной форме N 0312100005423000082 "Разработка рабочей документации для строительства комплекса зданий г.Кызыл ФКУЗ "Тувинская ПЧС" РПН в рамках Федеральной программы "Санитарный щит"", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
25.05.2023 года государственным заказчиком - Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ЕИС размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0312100005423000082 "Разработка рабочей документации для строительства комплекса зданий г.Кызыл ФКУЗ "Тувинская ПЧС" РПН в рамках Федеральной программы "Санитарный щит"", начальная (максимальная) цена контракта: 8 982 440,00 рублей.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме N 0312100005423000082 государственным заказчиком является Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В силу части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) при проведении закупки по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
- цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 6 приложения к Постановлению N 2571, являются
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Извещением о проведении запроса котировок в электронной форме N 0312100005423000082 установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению N 2571.
В пункте 7 приложения N 3 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме N 0312100005423000082 установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, а именно:
7 |
Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Согласно позиции N6 приложения Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
При этом, в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В свою очередь, как было указано выше, предметом запроса котировок в электронной форме N 0312100005423000082 является "Разработка рабочей документации для строительства комплекса зданий г.Кызыл ФКУЗ "Тувинская ПЧС" РПН в рамках Федеральной программы "Санитарный щит"", начальная (максимальная) цена контракта: 8 982 440,00 рублей, вид бюджета: федеральный.
На основании изложенного, действия государственного заказчика, установившего требования в соответствии с позицией 6 раздела 2 приложения к Постановлению N 2571, нарушают положения законодательства о контрактной системе, в виду недостижения начальной (максимальной) цены контракта 10 млн. рублей.
На основании изложенного, в действиях государственного заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" установлено нарушение части 2 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме N 0312100005423000082 дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571.
Таким образом, довод подателя жалобы о неправомерном установлении дополнительных требований к участникам закупки, в соответствии с Постановлением N 2571, является обоснованным.
Указанные нарушения законодательства о контрактной системе образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "__" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" нарушения части 2 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме N 0312100005423000082 дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571.
3. Выдать государственному заказчику - Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" и Единой комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
А.О. "__"
|
Члены Комиссии |
С.С. "__" |
|
Ч.Г. "__" |
|
|
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 8 июня 2023 г. N 017/06/105-65/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023