На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение УФСБ России по Республике Дагестан (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГАУ РД "Сейсмобезопасность" (далее - Заказчик), Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на реконструкцию (модернизацию) систем водоотведения г. Дагестанские Огни Республики Дагестан (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0103200008423001762) (далее, соответственно - Конкурс, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) ненадлежащим образом установившего размер обеспечения исполнения контракта;
2) не установившего возможные виды и объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту;
3) не разместивших график выполнения строительно-монтажных работ.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 17.05.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 729 937 491,18 руб.;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.06.2023;
5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 06.06.2023;
7) по результатам рассмотрения заявок, заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано АО "МОСТООТРЯД-99" с предложением о цене контракта в размере 729 937 491 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления заказчиком в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
В Извещении установлено обеспечения исполнения контракта в размере 36 496 874,56 руб. (5% от НМЦК).
На заседании Комиссии также установлено, что согласно Извещению все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что размер обеспечения исполнения государственного контракта установлен в соответствии с потребностью Заказчика и не превышает размер, установленный частью 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту, в связи с чем утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Пунктом 2 Постановления N 570 установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 5.2.35 Проекта контракта Заказчиком, Уполномоченным органом предусмотрено следующее: "В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению Контракта следующие виды объемы работ, которые в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 (двадцати пяти) процентов Цены Контракта: (выбрать из числа видов и объемов работ, указанных в документации о закупке)".
Вместе с тем в Извещении Заказчиком, Уполномоченным органом не предусмотрены возможные виды и объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, в связи с чем Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Постановления N 570.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика) предусмотрена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Согласно Проекту контракта обязательным приложением к Проекту контракта является график выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 1 к Проекту контракта).
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом не размещен график выполнения строительно-монтажных работ, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. ООО "ТехноСпецСтрой" 01.06.2023 обратилось в ФАС России с жалобой на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса, по итогам рассмотрения которой принято решение от 08.06.2023 по делу N 28/06/105-1391/2023 (далее - Решение).
Так, согласно Решению:
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков в неактуальной редакции;
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в противоречивых сведениях в Извещении и в проекте контракта Извещения (далее - Проект контракта) в отношении источников финансирования закупки;
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неуказании возможности поставки в ходе исполнения контракта эквивалентного товара;
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к содержанию, составу заявки на участие в Конкурсе в неактуальной редакции;
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к порядку предоставления обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств в неактуальной редакции.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание от 08.06.2023 по делу N 28/06/105-1391/2023 (далее - Предписание) об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Срок исполнения Предписания - 28.06.2023.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1.1 статьи 31, пункта 9 части 1, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 96, частей 2, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 08.06.2023 по делу N 28/06/105-1391/2023, предписание об устранении выявленных нарушений по настоящему делу не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 08.06.2023 по делу N 28/06/105-1391/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 июня 2023 г. N 23/44/99/156
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2023