На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение МГУ им. М.В. Ломоносова (далее - Заказчик, Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по частной охране (выставление постов охраны) на объектах МНОЦ МГУ имени М.В. Ломоносова (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100040122000214) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно направившего в банк информацию о реквизитах специального счета ООО "ЧОО "ОМАКС-СБ" (далее - Участник) для осуществления перевода заблокированных на специальном счете Участника денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Оператор электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 18.05.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 204 732, 80 руб.;
4) источник финансирования - внебюджетные средства, средства субсидии;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 27.05.2022;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 27.05.2022;
8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 3 участника закупки подавали предложения о цене контракта;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 2 заявок участников закупки требованиям, установленным Извещением и Законом о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "ЧОП "Кобра" (далее
- Победитель) с минимальным предложением о цене контракта в размере 6 727 881, 04 руб;
11) между Заказчиком и Победителем заключен государственный контракт от 21.11.2022 N 233-ЭА/23 с ценой контракта в размере 6 727 881, 04 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Пунктом 1 части 14 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что если в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде денежных средств оператор электронной площадки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям Закона о контрактной системе) в банк информацию о реквизитах специального счета участника закупки, подавшего такую заявку.
Согласно Извещению размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 41 023, 66 руб.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Оператором электронной площадки неправомерно направлена в банк информация о реквизитах специального счета Участника для перечисления в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Оператор электронной площадки в письменных пояснениях представил документы и пояснил, что денежные средства Участника, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, перечислены в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации ввиду наличия трех отклонений заявок Заявителя в течение одного квартала по следующим закупочным процедурам:
- по электронному аукциону с номером извещения в ЕИС - 0373100101622000002 на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (дата отклонения - 06.04.2022);
- по электронному аукциону с номером извещения в ЕИС - 0373100135022000007 на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (дата отклонения - 18.04.2022);
- по Аукциону на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (дата отклонения - 31.05.2022).
При этом Оператор электронной площадки не имеет правовых оснований для установления наличия или отсутствия вины в действиях участника закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, а лишь констатирует с использованием программных средств наличие третьего отклонения в соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в направлении в банк информации о реквизитах специального счета Участника для перечисления в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, соответствуют требованиям части 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что регламентированная дата направления Оператором электронной площадки в банк информации о реквизитах специального счета Участника для перечисления в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации денежных средств - 30.06.2022.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Оператором электронной площадки информация о реквизитах специального счета Участника для перечисления в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе направлена в банк 29.08.2022.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в направлении в банк информации о реквизитах специального счета Участника для перечисления в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе за рамками регламентированного срока, нарушают пункт 1 части 14 статьи 44 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 1 части 14 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение устранено Оператором электронной площадки, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 09.06.2023 по делу N П-166/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2023 г. N П-166/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2023