Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Дитеско" на действия Заказчика УПРАВЛЕНИЯ
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА" при проведении электронного аукциона N 0160300003623000231 "Оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твёрдых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл",
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Дитеско" на действия
Заказчика УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0160300003623000231 "Оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твёрдых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что "Описание объекта закупки" Извещения о проведении Аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от
05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель ООО "Дитеско" (далее - Заявитель) доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной.
Представитель Администрации Энгельсского муниципального района (далее - Уполномоченный орган) с доводами жалобы не согласен, считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
25.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки N 0160300003623000231 "Оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твёрдых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл". Заказчиком по данному Аукциону является УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 957 600,67 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Описание объекта закупки не соответствует требованиям п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления неправомерного требования о наличии лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности, а также аккредитации, сертификации, оценки состояния средств измерений и иные формы подтверждения компетентности строительных лабораторий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, определение требований к предмету закупки, к результатам выполненных работ относится к компетенции заказчика.
В приложение N 1 к Извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки" в разделе "Требования к гарантии качества товара, работы, услуги" указано, что Исполнитель гарантирует качество оказанных Услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ на Объекте в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), а также Оказание услуг производится с соблюдением требований нормативных документов: Гражданский кодекс РФ, ст. 748; Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, ст. 53; Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ; Федеральный закон от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; СНиП 12-03-2001. "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"; СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"; СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий". СП 48.13330.2019. "СНиП 12-01-2004 Организация строительства"; Проектная документация, разработанная ГУПП "Институт Саратовгражданпроект" (шифр: 6796) "Проект рекультивации нарушенных земель "Территория, состоящая из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твердых коммунальных и прочих отходов, расположенная по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл"; Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства"; СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 1201-2004";.
Другими нормативными документами, действующими на момент оказания услуг по строительному контролю за выполнением работ по рекультивации земельного участка.
Согласно п. 6.2. проекта Контракта Исполнитель обязан оказать услуги в установленном порядке не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания настоящего Контракта представить Заказчику документы, подтверждающие наличие у Исполнителя лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности, или соисполнительского договора, заключенного на весь период исполнения настоящего Контракта, с организацией/лабораторией на оказание услуг не более 30 % от объема всех необходимых лабораторных испытаний - контролировать соответствие применяемых материалов и изделий требованиям ГОСТ, строительных норм и правил, стандартов, технических условий, локальным сметам и другим нормативным документам указанных в приложении к настоящему Контракту.
В предмет закупки также входят работы по устройству дороги "Дорожная одежда проезда", (п. 3 сметы контракта 02.01.01 "Рекультивация земельного участка" сводного сметного расчета).
Согласно п. 16.1 СП 78.13330.2012 при приемке выполненных работ проводят освидетельствование работ в натуре, контрольные измерения, проверку результатов производственных и лабораторных испытаний строительных материалов и контрольных образцов, записей в общем журнале работ и специальных журналах по выполненным отдельным видам работ и предъявляют техническую документацию в соответствии с требованиями СП 48.13330.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения при рассмотрении жалобы пояснили, что согласно поступившему запросу о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, а именно на основании каких нормативных документов установлено требование в п. 6.2.1 проекта Контракта, Заказчиком бы дан ответ, что в связи с выполнением работ по устройству дорожных одежд на основании п. 8.2 ГОСТа Р58442-2019 служба строительного контроля инженерной организации обязана иметь собственную лабораторию, прошедшую оценку соответствия требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025, в соответствии с заявленной областью деятельности. Объем испытаний, проводимых в собственной лаборатории, должен составлять не менее 70% объема испытаний, установленных договором. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов, конструкций и изделий на данном объекте, а также в соответствии с п 5.1 ГОСТа 32731-2014 выполнение силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний, указанных в проекте муниципального контракта.
В соответствии с п. 3.9 "СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004" строительная лаборатория: юридическое лицо (или его структурное подразделение) или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие выполнение испытаний, измерений и обработку их результатов (в том числе в процессе верификации контроля) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и сносе объектов. Строительная лаборатория должна соответствовать требованиям компетентности согласно ГОСТ ISO/IEC 17025 (подтвержденной уполномоченной организацией в установленном порядке) и выполнять работы в соответствии с утвержденной областью.
Согласно п. 5.4 "ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" лаборатория должна осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта, своих заказчиков, регулирующих органов и организаций, обеспечивающих признание. Лаборатория должна нести ответственность за деятельность, осуществляемую во всех местах ее постоянного размещения, вне мест ее постоянного размещения, на временных или передвижных площадях и на объектах заказчика, поскольку из содержания ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 прямо не следует о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно п. 12 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации в национальной системе аккредитации) национальный орган по аккредитации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, в силу ст. 21 Федерального Закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", п.п. 5 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации), п. 4.4 МИ 2427-2022) аккредитация, сертификация, оценка состояния средств измерений и иные формы подтверждения компетентности строительных лабораторий не относятся к обязательным требованиям и проводятся в добровольном порядке, Следовательно, наличие у строительной лаборатории документа, подтверждающего её компетентность не является обязательным.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона об аккредитации аккредитация осуществляется на основе принципа добровольности.
Также из пояснений представителя Заказчика следует, что документация к электронному аукциону основной закупки: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твердых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, промзона в районе ФГКУ "Кристалл" предусмотрены работы "Дорожная одежда проезда" в п. 3 сметы контракта 02.01.01 "Рекультивация земельного участка" сводного сметного расчета. В соответствии с ГОСТ Р58442-2019 и ГОСТ Р32731-2014 наличие лаборатории обязательно.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 06.06.2023 на участие в Аукционе поступило 13 заявок от участников закупок, включая заявку ООО "Дитеско", экономия составила 2 496 484,21 рублей.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Дитеско" на действия Заказчика УПРАВЛЕНИЯ
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ЭНГЕЛЬССКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0160300003623000231 "Оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твёрдых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
2023-4808
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 7 июня 2023 г. N 064/06/33-780/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023