Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Кронштадтский оздоровительно-спортивный центр" (далее - Заказчик):;
ООО "СБЕРЭНЕРГИЯ" (далее - Участник, Подрядчик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13607-ЭП/23 от 31.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение обмерных работ и разработке ПСД капитального ремонта здания по адресу: СПб, г. Кронштадт, ул. Ленинградская, д. 3, литера Б (извещение N 0372200010322000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение обмерных работ и разработке ПСД капитального ремонта здания по адресу: СПб, г. Кронштадт, ул. Ленинградская, д. 3, литера Б (извещение N 0372200010322000005) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 621 920,12 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.03.2022 NИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "СБЕРЭНЕРГИЯ".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 0372200010322000005 от 29.03.2022 на сумму 1 569 000,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался выполнить обмерные работы и разработать ПСД капитального ремонта здания по адресу: СПб, г. Кронштадт, ул. Ленинградская, д. 3, литера Б (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Согласно п. 2.2. Контракта срок окончания выполнения Работ - не позднее 30.09.2022.
28.11.2022 между Заказчиком и Подрядчиком было заключено дополнительное соглашение к Контракту, в рамках которого срок действия Контракта был продлен по 03.06.2023 включительно.
Согласно п. 4.2.3. Контракта, Подрядчик обязан выполнить предусмотренные настоящим Контрактом Работы в соответствии с установленным объемом, обеспечив их надлежащее качество согласно требованиям нормативно-правовых актов, сметной документации, заданию на проектирование, строительным нормам и правилам и иным исходным данным в установленные Контрактом сроки.
По состоянию на 19.05.2023 Работы, предусмотренных Контрактом, Подрядчиком не выполнены, что может привести к неисполнению Контрактных обязательств в срок действия Контракта.
Исходя из текста письма исх. N 217 от 10.05.2023, направленного Подрядчиком в адрес Заказчика, Подрядчик не готов исполнить свои контрактные обязательства в полном объеме в установленные дополнительным соглашением сроки.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 19.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.05.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Согласно п. 2.2 Контракта стороны определили срок окончания Работ: не позднее 30.09.2022.
Дополнительным соглашаем от 28.11.2022 к Контракту срок окончания Работ продлен до 03.06.2023 включительно.
С Заказчиком велась деловая переписка относительно продления сроков выполнения Контракта в связи с изменением законодательства РФ.
Заказчик ссылается на визуальное обследование объекта капитального ремонта здания по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Ленинградская, д. 3, литера Б, в котором установлено, что объект не относится к числу культурного наследия.
На момент проведения Конкурса и заключения Контракта на выполнение Работ по ремонту вышеуказанного здания законодательство не требовало получения разрешения КГИОП о выполнении таких работ.
В связи с изменением законодательства Подрядчик обратился в контролирующие органы за получением разрешения на выполнения подрядных работ.
Согласно ответу Комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры, согласование в электронном виде в кабинете согласований МАИС ЭГУ от 24.03.2023 N 6525175 - Работы не согласованы по следующим причинам:
"Согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 (в редакции Закона Санкт-Петербурга N 369-89 от 29.07.2020) "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" (далее - Закон N 820-7) Здание по адресу: Санкт-Петербург, город Кронштадт, Ленинградская улица, дом 3, литера Б расположено в границах охранной зоны 2, объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт Петербурга (участок 03-2(50)01 Кронштадтского района Санкт-Петербурга).
В соответствии с Законом N 820-7 историческое здание - здание, строение, сооружение, не являющееся объектом (выявленным объектом) культурного наследия, относящееся к следующим историческим периодам: в зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга, а также в Невском районе Санкт-Петербурга, - построенное до 1917 года (здесь и далее год постройки включительно); в зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (за исключением Невского района Санкт-Петербурга), - построенное до 1957 года, деревянное 1-2-этажное здание, строение, сооружение - построенное до 1917 года (год постройки определяется в соответствии с учетно-технической документацией об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации).
Проектирование осуществляется в отношении исторического здания (год постройки 1955, материал наружных стен - кирпич).
Согласно п. 1.2.2. раздела 1 части 4 Закона 820-7 строительство, реконструкция зданий, строений и сооружений, а также капитальный ремонт исторических зданий, допускаемые режимами, осуществляются после получения положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Для получения заключения о соответствии проектной документации требованиям Закона N 820-7 необходимо предоставить в КГИОП проектную документацию, удовлетворяющую требованиям режима 03-2(50)01 и разработанную на основании Порядка, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 N 1264, представляется в КГИОП заказчиком посредством государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга".
Подрядчик занимался оформлением всей необходимой документации, в адрес Заказчика были направлены соответствующие письма.
На основе изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "СБЕРЭНЕРГИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС была представлена выписка из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации N б/н от 17.04.2023, в которой сообщается, что объект по адресу: 197762, Санкт-Петербург, город Кронштадт, Ленинградская улица, дом 3, литера Б не относится к числу объектов (выявленных объектов) культурного наследия.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Конкурсе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении открытого конкурса, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого конкурса, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Конкурса, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СБЕРЭНЕРГИЯ", ИНН: 7838069973, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Васильев Игорь Всеволодович, ИНН: 782617323044, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Кит Тарас Михайлович, ИНН: 782614989291 включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СБЕРЭНЕРГИЯ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
30.05.23 |
01.06.23 |
31.05.23 |
0 |
31.05.23 |
07.06.23 |
07.06.23 |
0 |
13.06.23 |
13.06.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июня 2023 г. N РНП-78-763/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023