Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя Комитета по делам записи актов гражданского состояния (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителей ООО "Оптимус" (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13612-ЭП/23 от 31.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку ковров и ковровых дорожек для Отдела регистрации актов гражданского состояния о браке - дворца бракосочетания N 1 (извещение N 0172200000323000017),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку ковров и ковровых дорожек для Отдела регистрации актов гражданского состояния о браке - дворца бракосочетания N 1 (извещение N 0172200000323000017) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 729 085,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Оптимус".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Оптимус" заключен государственный контракт N 0172200000323000017 от 10.05.2023 на сумму 2 319 721,82 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.9 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 19.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Оптимус".
По условиям Контракта Участник обязался осуществить поставку ковров и ковровых дорожек (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 2 к Контракту) для Отдела регистрации актов гражданского состояния о браке - дворца бракосочетания N 1 Санкт-Петербурга.
Требования к количеству, качеству, ассортименту поставляемого Товара определены в Техническом задании (Приложение N 1 к контракту) и Спецификации.
В соответствии с п. 3.2 контракта Поставщик поставляет Заказчику Товар этапами:
1 этап (позиция N 1- ковровая дорожка) - в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта;
2 этап (позиция N2-4) - в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты заключения контракта.
В соответствии с Техническим заданием ковры и ковровые дорожки должны иметь плотность ворса с количеством ворсовых пучков на 1 м2: 624 000 узлов.
В соответствии с требованиями, установленными ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" Поставщик обязался поставить товар производства Российская Федерация АО "Меринос" с реестровым номером товара из реестра российской промышленной продукции 1085\1\2023 и 1085\2\2023.
При этом в качестве образцов поставляемого Товара предоставлены ковры производства Республики Молдова с плотностью ворса - количество ворсовых пучков на 1 м2: 520 000 узлов (3 фото образцов прилагается). Таким образом, предлагаемый к поставке Товар не соответствует условиям Контракта (не соответствует стране происхождения и выписке из реестра российской промышленной продукции, указанных в заявке Поставщика и соответственно в контракте, не соответствует Техническому заданию по качеству плотности ворса).
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 19.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.05.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Оптимус" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "Оптимус" пояснил следующее.
При исполнении контракта ООО "Оптимус" столкнулось с противодействием Заказчика и наличием и Контракте требований, которые могли быть выполнены только при условии, если Документация о закупке была составлена под ранее определенною Заказчиком конкретного участника закупки, что нарушило требования, установленные Законом о контрактной системе и создало возможность Заказчику принять Решение об одностороннем отказе.
ООО "Оптимус" не уклонялось от исполнения обязательств по Контракту. При подписании Контракта ООО "Оптимус" не предполагало столкнуться с противодействием Заказчика и наличием в Контракте невыполнимых требований.
1. 18.05.2023 Поставщиком в адрес Заказчика было направлено письмо, согласно которого представленные Поставщиком 15.05.2023 образцы были предоставлены исключительно для выбора цветовой гаммы пряжи, не для выбора фактуры шерсти - технические характеристики ковровых покрытий были определены в техзадании и являлись исчерпывающими. Заказчик отклонил образцы без права предоставления образцов повторно. Учитывая, что срок поставки Товара 5 дней. Заказчик в одностороннем порядке направил Решение о расторжении.
Направленное Заказчиком 19.05.2023 в адрес ООО "Оптимус" Решение об одностороннем отказе, основания указанные в нем, действия Заказчика при исполнении Контракта, а так же положения Контракта дают основания полагать, что Документация к закупке и Контракт были составлены под конкретного заранее определенного Заказчиком участника закушен п присутствуют признаки коррупции при проведении данной закупки, что подтверждает: отклонения Заказчиком, указанных образно" и сроки предоставления образно" повторно отсутствуют.
Учитывая, что производитель ковровых изделий не был указан в документации по закупке, а ковровые изделия имени конкретные характеристики, в том числе по размерам, рисунку, продукция не является серийной, данная Продукция уже должна была быть на складе Поставщика в достаточном количестве и в 3-х вариантах.
2. В Контракте отсутствует процедура в случае отклонения Заказчиком, образцов и сроки предоставления образцов повторно, учитывая, что в Документации о закупке не был указан конкретный производитель, артикул Продукции и данный Товар, являясь предметом ин терьера принимается по внешнему виду.
Отсутствие данной процедуры позволяет отклонить образцы любого Поставщика, создав условие для просрочки обязательств и не приемки товара с учетом п. 4.3.3 Контракта.
3. Согласно п.3.2. Контракта Срок поставки по этапу I составляет - 5 рабочих дней е даты заключения контракта.
Учитывая, срок на согласование образцов, не имея товара в наличии, не зная заранее какой Товар будет утвержден Заказчиком, невозможно поставить заказной Товар в указанные сроки.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Оптимус" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Оптимус" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "Оптимус" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Оптимус" (ИНН: 7811766007) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июня 2023 г. N РНП-78-767/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023